Похитители велосипедов

Программа парижских властей по защите окружающей среды почти провалилась

У парижан и гостей французской столицы большой популярностью пользуется проект «Велиб» (свободный велосипед). За чисто символическую плату можно хоть целый день кататься на удобных и прочных двухколесных машинах и вносить свой посильный вклад в борьбу с загрязнением воздуха. Однако в последнее время сделать это становится труднее. По данным местной полиции, из 20,6 тыс. велибов не меньше 8 тыс. уже украдены и еще как минимум столько же сильно повреждены и нуждаются в серьезном ремонте.

По всему городу с лета 2007 года действуют сотни пунктов проката, где всего за 1 евро можно взять напрокат экологически чистое и, что самое главное в условиях большого города, практичное и очень удобное средство передвижения. Годовой абонемент стоит 29 евро. В зависимости от времени года и погоды число поездок на велосипедах, выкрашенных в бронзовый цвет и сделанных из прочной стали, колеблется от 50 до 150 тыс. в день. Всего же за два с небольшим года существования проекта – детища парижского мэра Бертрана Делано, двухколесными машинами воспользовались не меньше 67 млн. раз! В этом году проект было решено расширить: 4 тыс. велосипедов появились в 29 городках – спутниках Парижа.

Однако в последнее время парижане и гости французской столицы, у которых новшество пользуется особенно большой популярностью, стали жаловаться: с каждым днем найти велосипед в хорошем состоянии становится все труднее. Их нещадно ломают и крадут. «Символ борьбы нашего города за чистый воздух,– написала недавно в передовице парижская Le Monde,– превратился в новый источник доходов для криминалитета».

Часть украденных двухколесных машин можно найти в Восточной Европе и Северной Африке, куда их переправляют на продажу организованные шайки воришек. Велосипеды воруют не только на продажу. Нередко их перекрашивают в другой цвет и присваивают. Немало велибов находят в придорожных канавах за городом со снятыми колесами и багажными корзинами или просто разбитыми. Психологи утверждают, что в вандализме виновата классовая ненависть, обострившаяся в кризисные времена. В пригородах и на окраинах Парижа, которые заселены преимущественно выходцами из Африки, велибы считают принадлежностью представителей среднего класса – «бобо» и часто ломают просто так, в знак протеста против своего бесправного, как считают недавние переселенцы, положения.

Проект финансирует рекламная компания JCDecaux, которая потратила на него уже порядка 100 млн. евро. Кругленькая сумма объясняется тем, что велосипеды импортные – делают их в Венгрии. Плюс для того, чтобы организовать удобный прокат, пришлось оснастить дорогой электроникой множество специальных пунктов. Дорого обходится и ремонт. Рекламщикам пришлось нанять несколько сотен механиков, которые работают в импровизированных мастерских на катерах, курсирующих по Сене и ремонтирующих ежедневно до 1,5 тыс. машин. В результате в пересчете на каждую двухколесную машину проект обходится в 2,4 тыс. евро. Впрочем, в накладе JCDecaux не останется. Со своей стороны, парижская мэрия разрешила компании в течение 10 лет бесплатно пользоваться 1,6 тыс. афишами. К тому же, начиная с 4% от общего числа велибов (а этот рубеж давно пройден), город платит JCDecaux за каждую украденную или не подлежащую ремонту машину по 400 с небольшим евро.

Механики укрепляют цепи и седла, совершенствуют механизмы крепления велосипедов к счетчикам на пунктах проката. Городские власти, в свою очередь, этим летом провели рекламную кампанию. Картонные плакаты, где был изображен хулиган, ломающий велосипед, гласили: «Велиб разбить легко, он не может себя защитить. Велибы принадлежат вам, берегите их!». Но принимаемые меры не приносят особых результатов. Кражи и вандализм только набирают обороты. За этот год данных еще нет, но в парижской полиции считают, что едва ли число случаев воровства и сознательной порчи машин будет ниже, чем в прошлом году, когда был зафиксирован их рост на 54%.

Новые Известия 02.11.2009 СЕРГЕЙ ЛАВИНОВ


 

Общественные велосипеды из Парижа угоняют в Африку

New York Times сообщает, что один такой, сделанный в Венгрии велосипед (целый, конечно) стоит $3500. Скорее всего, это ошибка. По нашим данным, цена составляет около 400 евро (фото с сайта umebike.wordpress.com).

Крупнейшая в мире городская сеть проката велосипедов – парижская Vélib' – продолжает по нарастающей страдать от воров и вандалов. Дошло до того, что украденными или повреждёнными становятся до 80% велосипедов, причём некоторые из них впоследствии появляются на чёрном рынке в Восточной Европе и Северной Африке.

"Французская утопия столкнулась с прозаической реальностью", – так характеризует происходящее в Париже New York Times. Неприятности Vélib' мы детально описывали в марте, а в апреле сообщали, что назло вандалам сеть велопроката будет, напротив, расширена.

Последнее французы и впрямь сделали, кроме того – сами велики были укреплены и дополнительно защищены от воров. Но менее плачевной ситуация от этого не стала: 10 мастерских ремонтируют примерно по 1500 велосипедов в день.

В безуспешной попытке остановить вандализм Париж этим летом начал рекламную кампанию: "Они просто уничтожают Vélib', он не может защитить себя. Vélib' принадлежит вам, защитите его!" – призывают надписи на плакатах.

Организаторы французского проекта признают, что просчитались, но уточняют: "У нас не было отправной точки, накопленного кем-либо в мире опыта для реализации такого рода инициативы" (Samuel Bollendorff/The New York Times).

 

Тем временем иммигранты и прочие чувствующие себя обделёнными жители города считают велибовские велосипеды символом буржуазного среднего класса, "гламурной стороны Парижа", и вымещают на несчастных великах свою злобу так же, как в своё время поджигали автомобили. Вандализм по отношению к Vélib' обретает черты мятежа, социального восстания, и это вдобавок к обычному хулиганству молодёжи, руководствующейся анархическими "соображениями".

Для законопослушных горожан найти на парковке нормально функционирующий велосипед становится всё сложнее и сложнее, однако же сеть Vélib' стала признанной частью парижской жизни и программа будет работать дальше.

Напомним, что за ситуацией с Vélib' внимательно следят в других странах, где собираются наладить велопрокат. Хочется надеяться, что отслеживают происходящее в Париже и российские чиновники, ведь существует идея аналогичной системы проката под рабочим названием "Муниципальный велосипед", да и концепция московского "велополитена" жива и недавно всплывала в СМИ. По данным агентства "РИА Новости", директор НИиПИ Генплана города Сергей Ткаченко сказал, что сеть велосипедных дорожек учтена в концепции развития столицы до 2025 года, а сам "велополитен" может быть частично подземным.

Источник: TreeHugger

membrana.ru 3 ноября 2009

Комментарии

Странный вывод в заголовке

Странный вывод в заголовке делает автор статьи. То, что за два года сделано почти 70 миллионов поездок, то, что проект распространяется на другие города...

Это разве не успех?

А вот интересное замечание - "город платит JCDecaux  за каждую украденную или не подлежащую ремонту машину по 400 с лишним евро" - настораживает. Не в этом ли причина таких цифр по статистике сломанных велосипедов? Т.е. может фирме проката выгоднее их доломать и выкинуть?