Сперва строить будут не дорожки, а велопарковки

Фрагмент интервью главы департамента транспорта Москвы Максима Ликсутова гордской интернет-газета The Village

В прошлом сентябре мэр Собянин торжественно проехал по первой в городе велодорожке — впрочем, зелёная полоса на Воробьёвых горах быстро смылась, а новых не появилось до сих пор. Весной стало известно, что подведомственный мэрии НИИ Генплана получил 26 миллионов рублей на создание отраслевой схемы велодорожек в Москве. Затем появился ещё один госзаказ на 17 миллионов — на проектирование только трёх веломаршрутов. А теперь Максим Ликсутов утверждает, что концепция поменялась и сперва строить будут не дорожки, а велопарковки.

Правильно ли я понимаю, что проектирование велодорожек в Москве сейчас свелось к трём конкретным маршрутам?

Концепция немного другая. Сейчас мы уйдём от того, чтобы создавать веломаршруты. Три запланированные дорожки сделаем, а для остальных подход будет другим. У нас в городе около 3,5 миллиона велосипедов. И сначала нужно сделать парковочную инфраструктуру для них, чтобы понять, какие маршруты прокладывают сами люди. Сейчас около крупных торговых центров, офисных зданий, органов власти Москвы мы строим велопарковки. Они будут бесплатными. Кроме того, у этого проекта уже появился титульный спонсор — «Банк Москвы». Это мировая практика, такие спонсоры есть во всех крупных городах: В Нью-Йорке — City Bank, в Лондоне — Barclays, в Париже — Air France.

А как будут определены актуальные маршруты?

Мы будем постоянно мониторить город относительно их использования. В местах массового скопления сделаем указатели, где в данный момент можно проехать, при этом не отделяя дорожки. Когда поймём, что есть маршруты и они заполняются, подумаем о том, чтобы выделить их в отдельную инфраструктуру для велосипедистов. Любое введение маршрута — это критика, которой город должен избежать. Из 20 миллионов поездок лишь 8 тысяч сейчас совершаются на велосипедах: это не то количество, из-за которого надо для них выделять инфраструктуру. Когда мы увидим, что есть поток, мы его выделим.

 

Пешеходные зоны

Лучше всего отношение чиновников к пешеходам отражает история с парковкой на Тверской улице. Когда Собянин только занял кресло мэра, обочины там очистили от машин, а через каждые сто метров дежурили полицейские. Но спустя месяц автомобили вернулись на прежнее месте, и в результате власти отдали под парковку часть тротуара, нарисовав разметку прямо на плитке. Максим Ликсутов уверяет, что между машинами и пешеходами нужно найти комфортный баланс. И для начала в центре Москвы пешеходными сделают 7 улиц.

Как будут выглядеть пешеходные улицы в центре?

Давайте я на примере покажу. Вот есть Никольская улица — фактически она пешеходная сегодня. Из очевидных проблем: ямы и заплатки на асфальте, огромное количество каких-то знаков, рекламы, водосток не соединён с дренажной системой, нет пандусов для инвалидов. На первом этапе мы решаем эти быстрые задачи. Следующий этап — добавили велосипед, сделали велопарковку, ограниченную платную парковку, расширили зону для тротуаров, поставили информацию на двух языках. Третий этап — проезжая часть и пешеходное пространство на одном уровне, уменьшили зону для машин, остался велосипед, добавили деревьев. Финал: ограничение въезда, зона отдыха, дизайнерское освещение улиц и бесплатное покрытие Wi-Fi. Вот что такое пешеходная зона.

И когда всё это будет сделано?

Никольская улица самая проработанная, на неё уже есть документы. Сделать мы постараемся всё до наступления холодов, но это уже не от моего департамента зависит. Я формулирую подход и говорю, как надо с точки зрения транспортной инфраструктуры и последствий для города, но есть ещё ЖКХ, у них подрядчики, исполнители.

А как будут выглядеть временные пешеходные зоны?

Вот есть выходные дни, в которые часто что-то происходит: рынок, ярмарка, аттракционы. Здесь речь в первую очередь идёт о комплексе мер, регламенте действий, которые должен предпринимать город в таких ситуациях. Что нам нужно сделать: найти дополнительные места для парковки, маршруты общественного транспорта, отгородить какие-то зоны, проинформировать, поменять дорожные знаки. До настоящего времени этого регламента не было. Сейчас мы с коллегами его подготовили.

Тверская улица всё-таки будет по выходным перекрываться или нет?

Каких-то специальных решений для Тверской пока нет.

Концепцию пешеходных зон готовила для вас компания PricewaterhouseCoopers. И одновременно Москомархитектура, насколько мне известно, тоже готовит свои проекты. Вы, получается, работаете параллельно?

У нас представлена общая концепция. Департамент транспорта говорит о самом верхнем уровне функционально, а Москомархитектура опускает это и прорисовывает детально. Большой документ, который разрабатывался совместно с PricewaterhouseCoopers, уже фактически принят. На следующем этапе Москомархитектура должна каждую улицу проработать.