Нужна велодорожка? А вы знаете три золотых правила?

Три Золотых Правила

Виктор ЗагребаЧтобы гражданское действие было успешным, его инициаторам необходимо четко определить три элемента. Это Проблема, Решение и Лицо / Орган, принимающий решения. Я неосознанно пришел к этим трем пунктам некоторое время назад, и вот совершенно недавно узнал, что это - постулаты гражданского активизма, которые придуманы задолго до меня.

Как это относится к велосипедной культуре и велоразвитию городов? Очень прямо относится! В каждом городе есть велосипедисты. Среди них выделяются наиболее активные - те, кто делает нечто большее, чем просто катается. Те, кто популяризует велокультуру. Так вот, как я убедился на опыте Киева, очень многие из активистов не выполняют эти Золотые Правила! Наверное, просто потому, что не знают их. Попробуем разобраться.

Проблема. Тут все, кажется, понятно: ездить на велосипедах в нашем городе опасно и неудобно. Именно эта мысль, в разных формулировках, движет активистами, и именно ее они доносят до муниципалитетов и прессы.

К кому обращаться тоже, вроде бы понятно - к городским властям. Хоть это и не совсем корректно (городские власти - это как целое государство, и ведь никто не пишет письма в адрес абстрактного "государства" и не ходит к нему на прием), но пусть будет. По крайней мере, "в ту степь". (Подробнее о структуре наших мерий и о том, куда нужно стучаться, я расскажу позднее - когда у нас будут какие-то ощутимые успехи в коридорах власти)

А вот что касается Решения - с этим у нас пока туговато. Я с несколькими друзьями только сейчас, в 2007 году, дошли до того, чтобы разработать какое-то решение, а не просто кричать о проблеме. И если бы мы знали Три Золотых Правила в 2004 году, то, наверное, велодорожки уже стали бы частью нашей жизни.

"Решение" подразумевает, что группа активистов должна очень точно определиться, чего конкретно она требует. В какие законы внести изменения? Какие именно изменения это должны быть? Какие новые постановления необходимо принять? На что и сколько денег нужно выделить из бюджета в следующем году? К сожалению, оргкомитеты украинского "Велодня", московской и минской Критических масс не имели и до сих по не имеют РЕШЕНИЯ, за которое они выступают.

Вот пример. Весной этого года я принимал участие в организационной встрече "Велодня", на которой что есть силы пытался донести до сообщества важность формулировки КОНКРЕТНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К МЭРУ, какого-то четкого месседжа. Сообщество же было склонно обсуждать в основном дизайн футболок и маршрут движение колонны байкеров, а мои предложения определиться с месседжами расценило как "политизированные".

В результате получилась какая-то Критическая масса, смешанная с велосипедным карнавалом, но не общественная акция. Мэрия даже пальцем не двинула, чтобы как-то на это отреагировать. Ну и правильно - зачем реагировать на то, что велосипедисты себе провели какой-то там парад.

Моё убеждение и мой совет тем, кто хотел бы сделать свой город велосипедным - соблюдайте эти Три Золотых Правила, особенно в части Решения. Конкретизируйте свои цели! Точно знайте, чего вы хотите! Только в этом случае можно расчитывать на успех.

Виктор Загреба - Киев, Украина. 15 октября 2007 г.