Велотранспорт в Будапеште

О транспорте
В Будапеште мало дорогих машин. Нет, они, безусловно, есть, но в общем потоке их мало. Впрочем и развалюх на дорогах не видно. Автопарк большей частью практичный, здесь машина — просто средство передвижения, а не показатель престижа и средство самовыражения. Автовладельцы активно переходят на дизельные авто. При бензине стоимостью 1,3 евро за литр это закономерно. Доля дизелей уже составила 30% и постоянно растет. Но цена бензина – не единственное, что может доставить неудобство водителю в Будапеште.
Я упоминала, что пробок на дорогах почти нет, вернее, если они появляются после аварий, то рассасываются очень быстро.

Тут дело не только в умелой организации дорожного движения. Дело в том, что в зависимости от района парковка в городе может стоить весьма ощутимых денег. В ряде районов центра она в разы может превышать 1 евро в час. Владелец авто должен купить право на парковку и разместить квиток под лобовым стеклом. На квитке – оплаченное время парковки. Оплатить ее можно не больше чем на 3 часа сразу. Хочешь запарковаться на весь день – выбегай оплачивать 3 раза. Просрочено время или нет квитка – добро пожаловать заплатить штраф. Они здесь не маленькие, и по 800 евро бывают. Так что маловато здесь как попало брошенных машин на обочинах дорог.
Аналога ГАИ в Венгрии нет. Поддержание порядка на дорогах входит в обязанности полиции. По словам нашего гида, который возил нас на своем «Форде» на излучину Дуная, раньше, года четыре назад, когда его спрашивали, сможет ли он решить любой вопрос с полицией по поводу штрафов, он отвечал, чтода. Теперь он совершенно законопослушно платит штрафы, которые приходят ему домой по почте. Львиную долю нарушений фиксируют камеры, расположенные повсеместно. С ними не договоришься. Ну а если штраф не оплатишь… Далее – как во всей цивилизованной Европе. То есть все равно оплатишь, только уже больше. Так что не всегда имеет смысл эксплуатировать личный транспорт. Может, лучше пользоваться общественным?
Да, это, пожалуй, дешевле будет. Однако стоимость поездки на любом общественном транспорте около 50 рублей. Без права пересадки. В смысле, что даже если ветку метро  — а оно в Будапеште появилось первым из всей континентальной Европы – меняешь, то добро пожаловать новый билетик закомпостировать. Турникетов здесь нет. А вот контролеры есть. Нет правильных дырочек на билетике – снова пора штраф платить.
Так что и с общественным транспортом при большом количестве пересадок можно в трубу вылететь. Что же делать жителю Будапешта? Да велосипед покупать!И это не шутка. Велосипедистов в городе много. Старики и дети, в деловых костюмах с портфелями и длинных юбках при каблуках. Ну и спортсмены, конечно. Для велосипедистов городские власти обустраивают прекрасные дорожки, специальные светофоры и стоянки. Благо теплый сезон в Венгрии долгий. Например, в начале октября этого года до 26 градусов тепла отмечалось. Так и жителям столичного города экономить приятнее, и воздух в этом самом городе чище становится.

Прогулки по Будапешту. Коммерческие вести