Магазины получили «черные метки» от велосипедистов

дети на велосипедахДиректора четырёх торговых центров уральской столицы получили на днях «чёрные метки» с предупреждением: «Мы едем к вам». И уже в воскресенье это предупреждение сбудется. ОНИ примчатся на железных конях и… спросят: «Ну и куда нам поставить наши велосипеды?».

Своей очередной акцией, которая только с виду «первоапрельская», велосипедисты напоминают городу, что они есть и что наступает их сезон. А короткая, но ёмкая формулировка «Екатеринбург — комфортная среда для горожан», к которой сводятся все проекты стратегического плана развития города, имеет к ним такое же стопроцентное отношение, как и к автомобилистам, и к пешеходам.

Каждый взрослый наверняка хоть раз в жизни вздыхал: «Вот бы сейчас, как в детстве, сесть на велик да прокатиться с ветерком». Или: «Я бы с удовольствием ездил на работу на велосипеде, если бы не…» — и следует перечисление обстоятельств, препятствующих этому простому человеческому счастью. У кого-то это действительно отговорки. Но большинство, пожалуй, и правда с готовностью обзавелось двухколёсным другом, будь в городе приличные велодорожки и надёжные велостоянки. А лавировать по проезжей части между машинами или пугать пешеходов на тротуарах, нанимать специального сторожа, который бы по рабочим дням караулил твой велосипед около твоего офиса или твоей заводской проходной, тащить железного коня с собой в магазин, если нужно зайти за булкой хлеба, а потом заволакивать его, с его грязными колёсами, в квартиру, где в узкой прихожей и без него не развернёшься, — ну уж нет, увольте!

Лишь настоящих любителей велоспорта все перечисленные заморочки не расхолаживают. И они продолжают мечтать, что когда-нибудь, возможно — скоро, Екатеринбург превратится в велосипедный мегаполис.

Ещё в 2008 году активисты региональной общественной организации «Вело-город» предложили властям уральской столицы ознакомиться с их программой городской сети специализированных веломаршрутов, велопарковок и пунктов проката. «В новых районах мы сразу будем делать тротуар уже с учётом велосипедной дорожки», — пообещал тогдашний глава города Аркадий Чернецкий. Заметив, что в центральной части города развернуться непросто, там тротуарная сеть в основном сформирована, он попросил специалистов администрации найти маршруты, где дорожки для веллеров могут быть оформлены. Обсуждался даже первый наиболее реальный веломаршрут, который бы связал центр города с озером Шарташ, окрестности которого веллеры давно считают своей «Меккой».

Лидер другого велосообщества — «Вело-Екатеринбург» — Владимир Злоказов предложил направить на строительство велосипедной инфраструктуры средства, которые могут быть вложены, согласно планам области, в строительство современного велотрека. Стоимость комплекса (спортшкола, сам трек, гараж, автомойка, ремонтная зона и хозблок) оценивается в 1,7 миллиарда рублей. «Казалось бы, хорошее начинание, но каков будет результат? — написал В. Злоказов на одном из городских интернет-порталов. — Появится тренировочная база для нескольких сотен спортсменов, из которых лишь несколько (возможно) выйдут на мировой уровень. В то же время обозначенная сумма вполне достаточна для того, чтобы дать серьезный толчок развитию велодвижения путем устройства велодорожек и велопарковок, которыми смогут пользоваться десятки или даже сотни тысяч людей»… Когда мы позвонили в пресс-службу городской госавтоинспекции и спросили, есть ли где-нибудь в городе велодорожки, на том конце линии после паузы ответили: «Нет, нигде нету». Но это не совсем так. В инфраструктуре нового района Академический эту деталь предусмотрели, и там, действительно, почти повсюду можно будет летом разъезжать, крутя педали. Если, конечно, коммунальщики научатся заботиться о велодорожках так же, как о дорогах и тротуарах. Пока что этот важный инфраструктурный элемент для коммунальной службы — типа пасынка, заботиться о котором вечно руки не доходят. Что же касается велоинфраструктуры всего города, то лишь в прошлом году лёд не то что бы тронулся, но дрогнул:

— Мэрия откликнулась на нашу инициативу о создании специальной рабочей группы по внедрению и улучшению велосипедной инфраструктуры, — рассказывает лидер «Вело-города» и создатель одноименного проекта Константин Мочалов. — И если прежде нам говорили, что прокладка велодорожек через весь город невозможна, то сейчас администрация уже присматривает маршруты в центре и районах, близких к центру. Очень надеемся, что процесс пойдёт. Но мы и сами не бездействуем. Реализуем проекты, исполнение которых больше зависит от нас, чем от властей. Так, нам удалось при содействии предпринимателей запустить в Екатеринбурге полтора десятка пунктов велопроката с велосервисом. Разработана система автоматических велопарковок, которых в России пока ещё нигде нет.

По словам К. Мочалова, автоматизированные велопарковки представляют собой боксы с ячейками, устроенными по принципу сейфовых. В одном боксе — пятнадцать ячеек, каждая из которых рассчитана на три велосипеда. То есть, семья из трёх человек спокойно может воспользоваться одной общей ячейкой. Именно — спокойно, потому что степень сохранности техники в этих условиях намного выше, чем в обычных (хотя и тоже пока нечасто встречающихся) кассетах, где велосипеды пристёгиваются замками.

— Какими бы прочными ни казались замки, похитители наловчились срезать их специальными ножницами, — говорит лидер «Вело-города». — Но боксы-велопарковки так просто не возьмёшь. Разработаны и производятся они у нас, в Екатеринбурге. Технология разработки запатентована. А к лету их уже можно будет увидеть кое-где в городе. Например, возле торговых центров, административных и офисных зданий, учебных заведений и даже на придомовых территориях. Это будет недорогой и безупречный в плане безопасности паркинг, о котором мы долгие годы лишь мечтали.

Теперь о нём будут мечтать и владельцы и охранники охранники торговых центров, получивших «чёрные метки». В рамках апрельской акции «Весёлые старты» наскучавшиеся за зиму ребята из «Вело-города» намерены устроить им испытание. Не обнаружив у входа в ТЦ хотя бы элементарных условий для парковки своих железных коней, они попытаются оставить их в холле здания и минут на двадцать разойтись по магазинам и бутикам. То-то, наверное, будет весело…

«Областная газета» Екатеринбург 06.04.2012