Вело-финны

 

В Москве выделяют полосы для общественного транспорта; в ближайшие 3 года их протяженность составит 300 км; меняется ситуация и с другими специальными дорогами - для велосипедов, и здесь стоит использовать опыт соседей, например, финской столицы

Выделенных полос для городского транспорта в нашем городе становится больше. В минувшую субботу мэр Москвы Сергей Собянин посмотрел, как идут работы по обустройству такой полосы на Ленинградском проспекте. Разметка уже нанесена, знаки развешены, но пока зачехлены. Движение начнется через 1-2 недели. По словам столичного градоначальника, за 3 года в Москве проложат 300 км таких полос.

Понемногу меняется и ситуация с другими специальными дорогами, но уже для двухколесного транспорта. В ближайшее время велодорожки появятся в Парке Горького, Крылатском и других парковых зонах. Будем считать, что это только начало. И здесь стоит использовать опыт других столиц, особенно с тем же климатом, что и у нас. Велосипедный Хельсинки - в репортаже Александра Чиженка.

У Марека Салермо нет автомобиля. Всюду, куда надо, ему легче и быстрей добраться на велосипеде. На подземной парковке департамента городского планирования Хельсинки, где работает Марек, двухколесного транспорта больше, чем четырехколесного. Но Марек, в отличие от коллег, с мыслями о велосипеде не расстается, даже придя в офис. Он отвечает за планировку велодвижения в столице.

Марек Салермо, сотрудник транспортный отдел при управлении городского планирования Хельсинки:
- В Хельсинки почти весь год, за исключением короткого периода очень сильных морозов, до 10% всех поездок жители совершают на велосипедах. Так что велосипед фактически является очень важной частью транспортной системы.

Протяженность велодорожек, соединенных в единую городскую сеть, 1500 км. На каждого жителя столичного региона Финляндии приходится больше метра велодорожки. В Москве, для сравнения, четверть миллиметра. На двух колесах финны ездят всюду - на работу, в магазины, в гости. Есть даже полицейские велопатрули, с рацией и оружием. Из специальной экипировки - шлем и жилет, скроенный так, чтобы видеть знаки различия.

Йохана Синевуори, констебль:
- На велосипеде легче добираться в различные места. Есть много мест, куда не проехать на машине. А это быстрый способ передвигаться.

Да и народу стражи порядка на двух колесах кажутся ближе и доступней, чем в патрульной машине.

Туйо Сааринен, констебль:
- Когда мы на велосипеде, людям гораздо легче обратиться к нам и сказать: "Я видел, как кто-то только что украл бумажник".

Александр Чиженок, корреспондент:
- Если у велосипедистов есть рай, то вполне вероятно, что он находится где-то в Финляндии. О таких велодорожках, велоразвязках, велостоянках, мы наверно можем только мечтать. Но самим финнам ситуации кажется весьма далекой от идеала. Они даже готовы выходить на демонстрации протеста, чтобы защитить права водителей двухколесного транспорта от притеснений со стороны пешеходов и автомобилистов.

Чтобы картина была наглядней, собрались в самом центре, там, где между пешеходами, машинами и трамваями пробраться действительно непросто.

Анджи Мауронен, организатор акции:
- У нас много велодорожек, но в неправильных местах. Так что ситуация не оптимальная.

Эва Люхтокалью, велосипедистка:
- Водители не воспринимают велосипеды как транспортное средство, а велосипедисты сталкиваются с пешеходами, и это очень опасно, потому что велосипедисты намного быстрее.

Главный велопланировщик с недовольными согласен, и сам озабочен теми же проблемами. Прежде всего, по его мнению, надо изменить отношения к велосипедистам.

Марек Салермо, сотрудник транспортный отдел при управлении городского планирования Хельсинки:
- Мы хотим, чтобы велосипедистов воспринимали как медленные машины, а не как быстрых пешеходов, потому что с машинами у них гораздо больше общего, чем с пешеходами.

Все это справедливо не только для городов средних размеров, как Хельсинки, но и для мегаполисов. Во время визита в Москву, где Марек представлял свои идеи по организации велодвижения, его больше всего поразило, как много часов пришлось провести в автомобиле, стоя в многочасовых пробках.

Марек Салермо, сотрудник транспортный отдел при управлении городского планирования Хельсинки:
- Если в Москве вы отдадите одну автомобильную полосу велосипедистам, то получите огромный результат при минимальных затратах. И в Москве меньше проблем с пространством, там очень широкие улицы, много полос движения, и если забрать 2 - 3 метра, это не будет большой проблемой.

А раз велосипедное будущее в Москве неизбежно, создавая его, лучше сразу идти на шаг вперед и учесть те ошибки, которые сейчас пытаются исправить финны, например, заменяя на узких улицах центра велопешеходные тротуары на узкие выделенные велодорожки с односторонним движением. Сами же велосипедисты тем временем мечтают, каким должен быть идеальный автомобиль. Но это уже из области ненаучной фантастики.

Александр Чиженок, Александр Плешкин. Северо-Западное бюро "ТВ Центра", Хельсинки

ТВЦ 26 июня 2011, 14:50