Историческое соревнование двух средств передвижения окончательно снесло крышу миллионам людей
Людям только кажется, что они ездят по железным дорогам, а на самом деле это железные дороги ездят на людях...
Почтовая открытка из архива автора
«Пространство и время теперь побеждены… Прежде, например, на поездку от Берлина до Парижа в дилижансе требовалось около пяти дней, теперь, напротив, то же расстояние можно проехать в курьерском поезде со всевозможным комфортом только в 16,5 часа…» Ни больше ни меньше – пространство и время… С помощью паровоза.
Сегодня мы можем с легкой иронией относиться к подобного рода восторженным заявлениям, которых было немало в последней четверти XIX века и даже еще раньше. (Это взято из капитального многотомника – Промышленность и техника. Энциклопедия промышленных знаний. В 10 томах. Том IX. Пути сообщения/ Полный перевод, со значительными дополнениями, с IX немецкого издания. СПб., 1896. – 847 с.) О каких же скоростях идет речь?
В 1851 году на железной дороге Санкт-Петербург–Москва средняя скорость движения устанавливалась: для пассажирских поездов – 37,4 км/ч; для товарных – 16 км/ч.