Путешествие в ВЕЛОЕВРОПУ, часть 3 - Нидерланды

ВЕЛОГОЛЛАНДИЯ.

Мы приближались к германо-голландской границе ночью, в сплошном тумане, почти при нулевой видимости, но я был спокоен, т.к. автобус наш вели не просто профессионалы, а настоящие Мастера – Александр и Игорь.
Голландские таможенники, как и польские, опять заставили удивиться. Один из туристов куда-то положил свой загранпаспорт и никак не мог его найти. Он вышел из автобуса, лихорадочно достал сумки из багажного отсека, но так ничего и не нашел. Состояние человека в такой момент просто ужасное. Прошло 10 минут, турист в отчаянии.
Я себе живо представил гневную реакцию нашего таможенного чиновника. Как же поступают голландские офицеры? А они откалывают какую-то шутку, все ржут, турист успокаивается и …тут же находит паспорт в нагрудном кармане, где он уже пять раз искал.
И еще, поразили глаза голландца: не стеклянно-враждебный взгляд чиновника-урода, который только и ждет, чтобы размазать тебя по грязи и показать свою власть, а нормальные, внимательные, умные и добрые глаза человека, который понимает, что пришел в этот мир, чтобы творить добро.
Настроение у меня после этого было испорчено и на сердце стало так горько, что уже никуда не хотелось ехать. Предвосхищая свой рассказ, могу сказать, что по полкам магазинов, одежде людей, яркости рекламы, маркам роскошных машин, Москва не уступает ни одной европейской столице, если не превосходит многие из них.
Той внешней пропасти между нами и ними, которая существовала 20-25 лет назад, больше нет (по крайней мере, в Москве). Но, видимо, не случайно булгаковский Воланд хотел посмотреть не на Москву, а на москвичей. Люди, а вернее, их отношение друг к другу (да и к самим себе), вот, что нас страшно отличает от европейцев.

ВЕЛОАМСТЕРДАМ

Мы приехали в Амстердам в 5 часов утра и, конечно же, первым увидели велоголландца, спешащего на работу. Вообще, почти все европейцы очень рано встают (может быть, поэтому им бог дает).

 А сегодня в Амстердаме все куда-то колесят: едут взрослые и дети на работу, в зоосад…

Велосипеды в Амстердаме, кажется, растут прямо из брусчатки. Они везде, многие – ржавые (результат круглогодичного пребывания на морском воздухе). Говорят, что и в амстердамских каналах метровый слой велосипедов.
Их не столько воруют, сколько просто берут, приезжие, чтобы доехать куда-нибудь, а потом бросают. Поэтому на многих велосипедах два замка: для пристегивания к стойке и для блокировки заднего колеса.
Нет велосипедов только в квартале «красных фонарей»: наверное, девчонки сильно устают, да и ведут, в основном, оседлый образ жизни. Утром там было грязно, как в свинарнике – похоже, вечер удался.
 

Велополоса почти на всю ширину дороги. Нерушимый велотрамвайный экосоюз.

Велополиция: рванули так быстро, что едва успел снять. С такой спортивной формой можно служить в полиции и до 100 лет.
 

На улицах Амстердама большое количество раритетных велосипедов 20-30-х годов прошлого столетия.
Они, видимо, такие простые и прочные, что там нечему ломаться.
 

Автомобиль даже не пытается обогнать велосипед. Это, конечно, - велорасизм.

Типичный «велоотстой» на улицах Амстердама. Типичная «велоодежда» девушек Амстердама.
 

Скорость велодвижения 20-30 км.ч,но основное правило велоамстердамца –не превышать энергоуровень вспотевания. Они даже на подъемах ленятся встать, чтобы не тратить лишние калории и не вспотеть, поэтому специальной велоодежды нет, но есть веломода. Амстердамские велодевушки выглядят очень красиво.
 

Голландский велогрузовик

Вело - «час пик»: никто не торопится, и… все успевают(?!)

 Такой велоактивный образ жизни привел к тому, что в Голландии почти не болеют гриппом, не знают, что такое насморк и там трудно устроиться на работу тем, кто курит. За 10 часов пребывания в Амстердаме я все же увидел двух(!) курящих. Это были две девушки, недалеко от квартала «красных фонарей». Наверное, возвращались с тяжелой и нервной работы.
Правительство платит каждому велопользователю 400-600 евро в год в качестве транспортно-экологической премии. Средний уровень жизни – 86 лет (один из самых высоких в мире).
Беременные ездят на велосипеде до последнего момента, приезжают домой и рожают, в основном, дома, т.к. уровень родовой и детской патологии близок к нулю (в Москве в 2008г. 93 из каждых 100 детей рождались с различными патологиями).

У многих велохозяек впереди 20л велокорзины.

Общество благоденствия: все - для велосипедиста, все - во имя велосипедиста.

 Однако, и в Нидерландах есть финансовые проблемы: высшее образование у них теперь «платное» – приходится на свои деньги покупать учебники. Правда, стипендия (80-300 евро в месяц) выплачивается, как и прежде.
Вообще, на мой взгляд, между велокультурой общества и его образом жизни существует глубокая причинно-следственная связь: велодвижение и отражает, и ведет к смещению баланса материально-духовных потребностей в сторону духовно-информационной составляющей, т.е. в сторону развития и укрепления постиндустриального общества. При этом развитые велостраны – еще и материально самые богатые страны мира ( может быть потому, что не выбрасывают столько ресурсов-денег на ветер).

Велоклассика 20-х годов XX в.: полная грязезащита.

Амстердамское велоэлектротакси.

У многих на сиденье пакет, чтобы штаны не так быстро протирались.
 

Амстердамский велодетсад: семей с одним ребенком в Голландии почти нет.

Следовательно, велосипед, несмотря на свои 150 лет – это инновационный инструмент взаимоотношений человека и природы, а личный автомобиль – это средство прямого и косвенного уничтожения и человека, и природы.

Велостоянки у вокзала и вдоль каналов: дома велосипеды никто не хранит.

 Вот почему продажи автомобилей во всех развитых европейских странах только сокращаются в последние (и не только кризисные) годы. Продукт этот все более позиционируется гражданским обществом как социально-опасный и экологически-вредный и поставляется теперь (наряду с сигаретами и алкоголем) в страны «недоразвитые», куда переносится и его производство.
При этом, автомобиль как общественный, грузовой и специальный транспорт часто просто незаменим, да и на природу оказывает на порядок меньшее давление (в расчете на пассажиро-км), чем легковой автомобиль. Например, мы на нашем комфортабельном автобусе преодолели около 5000 км за 7 дней. Я столько проезжаю на своем велосипеде за год.
Кстати, велостраны Европы (Бенилюкс, Скандинавия, страны Центральной Европы), наименее зараженные алчностью, стяжательством, и, как следствие, коррупцией, легче других переносят финансово-экономический кризис, главная причина которого – бесконтрольная алчность (вывод исследования профессоров Лондонской школы экономики).
Однако, и в Голландии есть свои проблемы. Перед самым отъездом из Амстердама, моя руки в умывальнике у стоянки, я обнаружил вместо мыла несколько маленьких прозрачных пакетиков с наркотиками – на пробу. Правда, послушавшись нашей старшей Юли, мы не принимали наркотики, не курили гашиш и не покупали глюкогенных пирожков.

Дальше - Бельгия, Франция

До этого - Польша, Германия