Что такое «велокультура»?

Международный конгресс по велокультуре, прошедший 21-23 апреля в Москве, показал, что велосипедное движение в нашей стране становится действительно массовым явлением. К сожалению, в плотной программе не нашлось времени, чтобы разобраться с содержанием понятия «велокультура», вынесенного в название конгресса.

Насколько название конгресса соответствовало его содержанию? Не вызывает сомнения значение велосипедного движения в различных сторонах человеческой культуры. Надо признать существенную роль велосипеда на разных этапах жизненного цикла множества людей. Напомним о существующих направлениях велосипедного движения и их предназначении на ряде основных этапов жизни каждого человека.

 

Детям велосипед помогает открывать для себя свои физические возможности, развивать игровые и соревновательные навыки, знакомиться с окружающим миром, объезжая соседние территории.  Дети, вырастая, развивают спортивные навыки, некоторые из них переходят в велоспорт и другие спортивные виды. В юношестве велосипед помогает познавать более значительную территорию, проводить развлекательные и романтические заезды.

 

 

Взрослея, кто-то прерывает контакты с велосипедным движением, но многие начинают участвовать в велопоходах, отправляются в велопутешествия. Нередко человек с велосипедным опытом обнаруживает удобство делового передвижения на велосипеде по окружающей территории. Когда начинает давить груз прожитых лет и лишнего веса, многим приходит счастливая мысль оседлать велосипед для поправки здоровья.

Таким образом, на всех этапах жизненного пути у каждого человека появляется возможность принять участие в велосипедном движении в той или иной форме, овладеть тем или иным направлением использования велосипеда, начиная с первичного уровня и кончая профессиональными знаниями.

Вовлечение в какое-либо направление велодвижения определяется многими факторами – наличие материальной основы, велотехники, семейными традициями, окружением, личной культурой, общественной реакцией и т.п. Этот комплекс условий предопределяет выбор человеком того или иного направления велодвижения.

Каждое из этих направлений имеет свою специфику и направлено на достижение разнообразных целей. Для спортивно-игрового направления это физическое развитие, спортивные достижения. Близки к спорту игровые направления, соревнования по вождению велосипеда для детей и подростков. При взрослении цель усложняется – на первый план выходят спортивные результаты: скорость, преодоление расстояний и препятствий, горных дорог.

Целью познавательно-туристского направления велодвижения является использование преимуществ передвижения на велосипеде для изучения ближних и дальних территорий.

Рекреационное направление для молодежи имеет, в основном, межгендерные связи, романтические, семейные и матримониальные отношения, а также развлекательные цели, и с возрастом постепенно смещающиеся в сторону спокойного отдыха.

Транспортное направление становится важным, когда возникает необходимость оперативного передвижения с деловыми целями между центрами в пределах ограниченной территории.

С возрастом нарастает значение физической культуры, понимание физиологических процессов в организме, признание оздоровительных целей участия в велодвижении.

Овладевая знаниями и умениями, необходимыми для эффективного и безопасного участия в определенном направлении велодвижения и для успешной реализации его целей и задач, велопользователь развивает личную велокультуру на этом направлении.

Иными словами, каждый человек, принимавший участие в деятельности того или иного направления велосипедного движения, обладает своим индивидуальным уровнем велосипедной культуры. Отсюда становится определенным содержание понятия «индивидуальная велокультура». На первый план выходит уровень компетенции - в какой степени человек способен на практике успешно реализовывать цели того или иного направления велодвижения.

Для каждого направления велодвижения уровень велокультуры человека – это уровень знаний и навыков для эффективного и безопасного участия в данном направлении и успешной реализации целей этого направления.

В каждом направлении велодвижения существуют свои особые условия эффективного и безопасного участия, а также свои собственные цели и задачи. Поэтому каждый вид велокультуры требует отдельного определения.

Транспортная велокультура – это сумма знаний и умений для эффективного и безопасного передвижения на велосипеде в транспортных целях между пунктами назначения. Транспортной велокультурой на определенном уровне должен обладать не только велосипедист, но и остальные участники дорожного движения - водители и пешеходы.

Туристская велокультура – сумма знаний и навыков для эффективного и безопасного передвижения на велосипеде на срок более суток между населенными пунктами и в их пределах с познавательными или краеведческими целями.

Для различных видов поездок на велосипеде требуются различные сочетания тех или иных видов велокультуры и уровней их развития. Нередко участники велопоходов и велопутешествий ставят себе, в дополнение к туристским, иные цели. Если в велопоходах существенную роль для человека играют рекреационные, оздоровительные или спортивные цели, то для их достижения требуются соответствующие уровни этих видов велокультуры.

Велопоходы выходного дня имеют, в основном, рекреационные и оздоровительные цели, хотя присутствуют туристкие цели.  Многодневные велопутешествия требуют от участника не только высокой туристской велокультуры, но и серьёзной спортивной велокультуры.

Какое понимание велокультуры послужило знаменем международного конгресса, так и осталось неизвестным! Если бы на некоем конгрессе предметом обсуждения была просто культура, то наверняка речь шла бы о количестве школ, музеев, театров, библиотек, их просветительской деятельности, количестве посетителей, уровне массовой культуры, обучении и росте профессионализма культработников по всем направлениям культуры. Однако, на велоконгрессе ничего подобного с обсуждением велокультуры не происходило.

На велоконгрессе речь шла об уровне развития в разных странах велодвижения в целом, и в основном о его материальной базе: велоинфраструктуре, количестве велопользователей и доле велопоездок, транспортных, экономических, социальных и экологических преимуществах велодвижения. Странами высокой велокультуры назывались Дания и Нидерланды. Для оценки применялось интегральное понимание велокультуры как суммы слагаемых: материальной базы, массовости и средней индивидуальной велокультуры жителей этих стран. При этом все направления велодвижения развиты до очень высокого уровня.

Китай с его огромными массами велосипедистов вряд ли назовут страной высокой велокультуры и будут брать пример. Та же ситуация и в России, где относительно развиты спортивная и туристская велокультура, но страна не входит в число стран с высокой велокультурой, Пока.

Тем не менее, проведение международного велоконгресса под шапкой велокультуры сыграло значительную роль для развития велодвижения в России. Конгресс определил наиболее перспективные направления развития велодвижения и наметил новое направление индивидуальной велокультуры, включающее все существующие – «велосипед как образ и стиль жизни в городе». Здесь напрашивается сравнение с «автомобильной культурой как образом жизни» в США последних десятилетий, которая завела в тупик развитие городских агломераций вроде Лос-Анжелеса. Последние годы эта проблема постепенно выправляется с помощью активного развития велодвижения.

Стало понятно, что развитие велокультуры – «золотой ключик» к глобальной задаче, – трансформация городов - каменных джунглей в города, удобные для жизни. Именно это понимание стало истинной причиной названия велоконгресса.

И. Налимов