Велотранспортный союз с 2007 по 2016 год. Направления и итоги деятельности

Скоро Велотранспортному союзу исполняется 9 лет. Он был создан в октябре 2007 года. Полезно оглянуться и посмотреть, насколько наша деятельность в качестве межрегиональной общественной организации содействовала выполнению уставной цели - защищать права и интересы всех участников велосипедного движения в РФ.

Основные направления деятельности ВТС по порядку их возникновения и развития и в соответствии с Уставом Союза:

 

  • Концептуальная деятельность, выявление неочевидных тенденций развития велодвижения,
  • Популяризация велодвижения и продвижение идеи велосипеда как транспортного средства (фото) путем проведения массовых мероприятий,
  • Просвещение широких кругов горожан о значении велодвижения для устойчивого развития общества и его пользе для укрепления здоровья, удобства передвижения и сохранения природы,
  • Образовательная деятельность, обучение населения, особенно детей, подготовка специалистов по развитию велодвижения,
  • Планировочно-концептуальная деятельность, изучение тенденций дальнейшего развития велодвижения, построение концепций развития, участие в разработке перспективных программ, федеральных и региональных стратегий и дорожных карт развития велодвижения в целом и отдельных его направлений.
  • Экспертно-аналитическая деятельность, подготовка отзывов и рецензий на предлагаемые проекты,
  • Проектная деятельность, участие в проектах по развитию велокультуры и велоинфраструктуры,
  • Законопроектная деятельность, участие в подготовке проектов законов, касающихся велодвижения, в МГД и ГД,
  • Нормотворческая деятельность, участие в разработке ПДД, ГОСТов, СНиПов,
  • Исследовательская и научно-методическая деятельность, мониторинг и изучение состояния, регулярное индексирование и комплексная оценка результатов развития всех направлений велодвижения в регионвх и отдельных городах России.

Полный охват и выполнение всех перечисленных направлений потребуют рано или поздно создания специального научного учреждения вроде Академии велотранспорта в Германии. Далее приведём краткий обзор того, что было сделано на общественных началах по указанным направлениям Велотранспортным союзом, или при его участии. Первым шагом было формулирование в 2007 году концепции велотранспорта и создание Велотранспортного союза для её поддержки и развития велодвижения. Хотя наша идея велотранспорта была отвергнута основной массой велоактивистов и велотуристов, но нашла поддержку в Минтрансе России и подхвачена отдельными вузами (МАДИ) и велоактивистами в России (В. Кумов, П. Дворянкин, К. Маркачёв), велоклубами (32 спицы), а также получила поддержку в ряде стран (Германия, Украина). Массовые веломероприятия в поддержку идеи велосипеда как транспортного средства первым начал проводить московский велоклуб «32 спицы»: Исторические велопробеги, «Леди на велосипеде» и т.п.

Просветительская деятельность на тему транспортного использования велосипеда велась по радио и телевидению. Часто выступали И. Маркин, И. Налимов, В. Филиппов, С. Худатов, С. Шелмаков. Худатов участвовал в съемке видеохроники, нередко выступал в школах и других аудиториях. Наше обращение к президенту России о развитии велодвижения в 2010 году собрало более 4 тысяч подписей.

В мероприятиях по развитию велокультуры наиболее активны были В. Ляхов, Налимов, В. Сычев, Худатов, В. Юртеев и представитель ВТС в Казани И. Янышев. Последний создал в Казани первый в России музей велокультуры.

Проведенный ВТС (Налимов, В.Коптев, В.Юртеев) опрос велоактивистов 30 городов России выявил сложную ситуацию с развитием велодвижения в этих городах. Постоянное наблюдение за всеми сторонами деятельности Департамента транспорта Москвы и других московских ведомств по развитию городской велоинфраструктуры, обсуждение и экспертную оценку их предложений вели В. Барвашов, А. Галышев, И. Маркин, Налимов, Ю. Разин, В. Сычев, В. Филиппов, С. Шелмаков и В. Эпштейн. Опыт взаимодействия по этим вопросам с местной администрацией в Московской области приобрели представители ВТС А. Фрязинов (Краснознаменск), И. Рыбаков и С. Ионов (Пушкино).

Велотранспортный союз не упускал из виду развитие велодвижения в регионах России. Наши представители в регионах И.Янышев (Казань), А. Шабашов (Тверь), Я. Пискорж (Армавир), А. Русов (Йошкар-Ола), А. Чернобай (Липецк), Е. Абашин (Томск) вели активную работу по защите интересов велосипедистов своих городов. Шабашову удалось разработать концепцию развития велотранспорта в Твери и утвердить её в Тверской гордуме. Пискорж создал свой сайт для сбора предложений горожан по развитию велодвижения в городе.

Успешно сотрудничали члены ВТС с Мосгордумой (Ляхов, Худатов, Г. Суздальцев, Эпштейн). Наладили взаимодействие и тесно работали с Минтрансом России (В. Коптев, Маркин, Налимов, Шелмаков). Результат – разработаны совместно с активистами Санкт-Петербурга (И. Гуревич, Н. Ракин, А. Панков) и Великого Новгорода (И. Шаповалов) и утверждены Правительством РФ полезные для велосипедистов поправки в 12 велосипедных статей ПДД. Установлены контакты с Комитетом по транспорту Госдумы (Налимов, Шелмаков). По предложению Комитета был разработан проект ФЗ «О велотранспорте в РФ», который обсуждался на круглом столе в Государственной Думе. Проект был опубликован на сайте РОИ и получил поддержку более 4 тысяч граждан РФ.

ВТС с 2009 года активно сотрудничал с Европейской Федерацией Велосипедистов, продвигал своих кандидатов в правление ЕФВ. Регулярно участвовали в конференциях ЕФВ и конгрессах ВелоСити Маркин, Налимов, Филиппов, Худатов и Янышев. Филиппов стал национальным координатором программы ЕвроВело по развитию международных веломаршрутов на территории России.

Обсуждение на ежегодном семинаре в МАДИ научно-технических и методических вопросов велодвижения проводилось с 2008 года регулярно под руководством профессора кафедры автомобилей Андрея Николаевича Нарбута и способствовало просветительской работе, а также прогрессу в области развития узловых идей велотранспорта. На кафедре техносферной безопасности МАДИ под руководством профессора Ю.В. Трофименко начата систематическая разработка научно-методических основ создания эффективной и безопасной велоинфраструктуры. Разработаны проекты ГОСТов и СНИПов. Разработана программа подготовки экспертов и повышения квалификации специалистов по созданию велоинфраструктуры. Проведена научно-техническая конференция в 2016 году. Подготовлена к защите первая кандидатская диссертация на эту тему (А. Галышев).

Перечисление всех наших конкретных выступлений, статей, писем, обращений и предложений заняло бы много места. Наша общественная деятельность находит полное отражение на сайте ВТС. Здесь вы найдёте ссылки на все упомянутые в тексте обзора материалы. Оперативная публикация Владиславом Коптевым всех наших существенных шагов в области велотранспорта сделала наш сайт самым авторитетным источником сведений по этому направлению не только в России, но также в Белоруссии и Украине. Согласно ежедневной статистике сайт ВТС регулярно просматривается в более чем ста странах.

Интересный факт: большинство упомянутых выше активистов ВТС связало свою дальнейшую деятельность с тем или иным направлением развития велодвижения, став управленцами, депутатами, предпринимателями, проектировщиками, культурологами, исследователями, деятелями федерального и международного уровня или другими специалистами в близкой области. По сути, ВТС стал кузницей кадров для новой бурно развивающейся велотранспортной отрасли и велокультуры. Все специалисты сохраняют тесные связи с ВТС и продолжают принимать участие в работе Союза, помогают новым активным членам ВТС расти и совершенствоваться в избранном ими направлении.

И.Налимов