Грузовые велосипеды сделают города комфортнее и чище

Возможности перспективного вида транспорта в России пока игнорируются

Скриншот видео bikepedia.ru Интернет-торговля становится все более популярной и массовой. Доставка малых партий товаров в пункты реализации продолжает активно развиваться, а пандемия вызвала у покупателей большое желание получать товары на дом. Сочетание этих факторов привело к взрывному росту сетей доставки товаров по городу. Значительный рост количества средств доставки, которые нужны для перевозки всех этих товаров, привел к возникновению ряда новых проблем. Использование для доставки дизельных автофургонов с двигателями внутреннего сгорания неизбежно ведет к росту пробок на улицах городов, особенно в центральной части, увеличению углеродных выбросов и ухудшению климата. Автофургоны застревают в пробках, загрязняют воздух, шумят, нередко попадают в дорожно-транспортные происшествия.

При этом для доставки груза весом несколько килограммов приходится тратить энергию для передвижения машины весом 2 т, что явно нерационально. Энергозатратность – соотношение веса средства передвижения к весу полезного груза – может достигать 1000:1. Двигатель автофургонов, позволяющий развивать скорость до 100 км/час, избыточен в городских условиях, где вполне достаточно и скорости до 30 км/час. Тупиковая ситуация привлекла внимание к грузовым велосипедам, лишенным большинства вышеназванных недостатков. Опыт некоторых европейских стран доказал, что грузовые велосипеды успешно заменяют автофургоны внутри центральных городских зон, особенно на пешеходных улицах, где требуется подвозка, например, продуктов.

Исследования, представленные в сентябре нынешнего года на конгрессе «ВелоСити-21», показали, что грузовые велосипеды позволяют уменьшать пробки, количество ДТП на дорогах, загрязнение воздуха, помогают защитить города от ухудшения экологии.

Велогрузовики позволяют убрать с улиц значительный процент автофургонов и грузовых машин. Причем электрические велогрузовики доставляют грузы в центре города на 60% быстрее, чем автофургоны. Согласно данным исследований, велогрузовик на 10% быстрее передвигается по городу. Если автофургон доставляет 6 посылок в час, то велогрузовик – 10 посылок. При этом стоимость доставки небольших грузов на грузовом велосипеде достаточно низка для небольших расстояний. Доказано также, что использование велогрузовиков позволяет сократить количество ДТП в сравнении с ситуацией, когда используются автофугоны.

Грузовой велотранспорт в городе снижает выброс парниковых газов, что помогает выполнять программы по низкоуглеродной экономике. Воздух становится гораздо чище: велосипеды на 90% сокращают углеродные выбросы по сравнению с дизельными автофургонами и на одну треть по сравнению с электрическими автофургонами.

Отметим, что в России проблема загрязнения населенных пунктов автомобильными выбросами давно осознана. Необходимость снижать выбросы от грузового транспорта на территории городов признана в рамках базового сценария Стратегии низкоуглеродного развития России, которая должна быть подготовлена до конца 2021 года, и все пути решения этой проблемы, вплоть до более активного использования велосипедов, должны быть учтены.

Сейчас уже десятки фирм производят велогрузовики на любой вкус – для бизнеса или для личных целей. Помимо самого велосипедиста они могут перевозить пассажиров и грузы весом до 250 кг и также могут быть соединены с прицепом для увеличения вместимости. Пока проблемой остается достаточно высокая стоимость грузовых велосипедов.

В ряде стран предложены и проверены методы содействия и ускорения использования велогрузовиков: от субсидирования схем их бесплатного проката до создания сети парковочных мест для велогрузовиков. Так, например, в Германии работают программы бесплатного (на три дня) проката грузовых велосипедов на разовые перевозки. Проект «Ваш грузовой велосипед» в Кельне с 2013 года предоставляет бесплатно грузовой велосипед для разовой поездки тем, кто не в состоянии приобрести грузовой велосипед для постоянного пользования. В Берлине парк грузовых велосипедов для бесплатного проката составляет 120 штук. Всего в разных городах Германии зарегистрировано свыше 100 пунктов проката грузовых велосипедов.

Пилотный проект по использованию грузовых велосипедов стартовал в Казахско-немецком университете в Алма-Ате. Там изучаются возможности велогрузовоза, прибывшего из Германии. Он перевозит до 300 кг груза, не шумит и приводится в движение педалями и электромотором. Цель исследования – выявить проблемы, которые придется решать с появлением велогрузовиков на улицах города.

Очевидно, что велогрузовики потребуют интеграции в транспортную логистику и городское планирование. В городах годами создавалась инфраструктура для индивидуальной мобильности, а инфраструктура для передвижения велогрузовиков предъявляет другие требования к улицам. Правила дорожного движения и дорожные знаки должны быть доработаны для облегчения возможности проезда, стоянки и временной парковки велогрузовиков.

Но пока перспективы грузового велотранспорта в России не обсуждаются. Транспортная стратегия РФ до 2035 года не предусматривает развития грузовых велоперевозок. Отечественная велоиндустрия пока не планирует разработку и массовое производство грузовых велосипедов ввиду неясной перспективы потребности в них.

Понимание роли грузовых велосипедов создаст стимулы как для освоения отечественного производства массовых моделей велогрузовиков, так и их использования и обслуживания в условиях городов. Ключевую роль в стимулировании использования грузовых велосипедов должны сыграть органы местного самоуправления, которые помогут организовать прокат велогрузовозов по своим районам. От региональных властей потребуются инвестиции в создание инфраструктуры, от выделенных велосипедных дорожек, достаточно широких для размещения грузовых велосипедов, до общих логистических узлов. Это также потребует развития программ субсидирования продажи грузовых велосипедов и схем их использования, а также нормативных мер, облегчающих велосипедную логистику.

 Копия статьи И.П.Налимова с сайта Независимой газеты