КАК ЛЕТАЕТ ЭЛЕКТРОСТРИЖ

                                                           КАК ЛЕТАЕТ ЭЛЕКТРОСТРИЖ.

       Вот и завершилась моя эпопея с выбором и монтажом электропривода для СТРИЖа. Все удовольствие обошлось мне в 32 т. руб. Двигатель рассчитан на максимальный ток 15А. При напряжении батареи 48В можно достичь мощности более 700 Вт (это Лэнс Армстронг на 15 км подъеме высшей категории сложности и это за пределами человеческих возможностей). Но мне вполне достаточно и номинала двигателя – 350 Вт (10А). Благодаря высокому напряжению батареи это ток порядка 7 А. Кроме того, умный контроллер отсечет запредельный ток, даже если пилот выкрутит ручку «газа» донельзя. Огоньки на пульте управления информируют о степени зарядки батареи.

      Сама батарея (литий-феррум-фосфат) достаточно емкая (почти 10А.ч – 440Вт.ч). Ячейки использованы такие же как на ТЕСЛА до 2016 года (сейчас Илон Маск использует еще более емкие элементы – более 200Вт.ч/кг). Батарея устойчиво работает (по заявлению изготовителей) и в жару, и в мороз, но на ночь ее зимой лучше на улице не оставлять. Автоматика не дает разрядить батарею до 0, да этого и не нужно делать, чтобы не сокращать заявленный жизненный цикл аккумулятора – 1500 полных циклов. Поскольку крутящий момент у двигателя очень высокий для обычной передней вилки велосипеда - 40 Н.м, в комплекте к мотору идут специальные фиксируемые на валу шайбы с козырьками, которые входят в выступы дропаутов перьев и не дают валу двигателя проворачиваться при резком трогании с места (продавцы электрокомплекта настоятельно рекомендовали применять мягкую манеру вождения). Кроме того, в электрокомплект входит титановый усилитель дропаутов, который также жестко фиксирует вал относительно мотора.

     Само мотор-колесо -20-дюймовое на почти мотоциклетных спицах. Поэтому прежнее 21-дюймовое колесо ждет теперь своих покупателей, как и прежний шоссейный тормоз, который до 406 обода просто не достает. СТРИЖ теперь весит 24 кг, что не сказывается на его ходовых качествах, но вот, удобство транспортировки трайка в пассажирском лифте несколько снизилось. С другой стороны, увеличилась рабочая нагрузка на переднее колесо: 28 вместо прежних 24 кг, что, может быть, поможет на ледяных подъемах зимой. Поэтому пришлось купить не только летнюю сликовую, но и зимнюю шипованную резину на переднее колесо.             

      Вначале я проехал свой традиционный куркинский круг (7.5 км) на педалях. Дул холодный сильный северный ветер, который помогал мне на спусках, где его помощь и не была нужна, и здорово мешал на подъемах, снижая и без того невысокую скорость. Результат – 19 мин. (при слабом ветре результат трайка - 17 мин). Затем я проехал тот же круг, прибегая к помощи электротяги. Результат – 16 мин. Из них 6 раз по 4-5 секунд я пользовался и электродвигателем, т.е. не более 0.5 мин. за круг. Если ты вовсю крутишь педали, электропомощь начинает ощущаться только через 1-2 секунды, когда двигатель нагонит тебя по скорости. При этом скорость на подъемах быстро возрастает до 33-36 км.ч. Даже при пользовании электротягой всего 3% времени, прибавка средней скорости составила почти 20%, а курсовая скорость (без учета 2 мин. потерь на светофорах) выросла на 25%. Чисто субъективно, второй круг оказался наполовину легче первого.  

     Вообще, бюджет проекта СТРИЖ приблизился к 160 тыс.руб. При этом как минимум 1/3 затрат оказались излишними, что вполне естественно, т.к. новый проект – это всегда поиск, это всегда риск ошибиться. Но я верю в высокий творческий и профессиональный потенциал моих товарищей – тамбовских конструкторов Вадима Дунаева и Александра Сергеева. Я также очень благодарен за практическую помощь и моральную поддержку Алексею Киристаеву и Александру Карпуку. Большое спасибо Александру Устинову(Шурикену) за его едкие и умные замечания по проекту СТРИЖ. Ну и, конечно же, выражаю особую признательность нашему гуру-веломобилисту Суздальцеву Геннадию Сергеевичу за его нацеленность на то, чтобы СТРИЖ обрел реальные крылья.

       Подготовил Станислав Худатов.

      P.S. Прошедшая зима оказалась для меня особо тяжелой. Из-за многочисленных снегопадов и образовавшихся на дорогах наледей и настоящих ледяных торосов, я упал и здорово ушиб бедро и голень. Причем произошло это на небольшой скорости, когда, подъезжая к светофору, я взял немного правее, чтобы не мешать тем, кто уходил по стрелке вправо. И этого «немного» оказалось достаточно, чтобы велосипед, прямо-таки, «выстрелил» из-под меня, бросив на обледенелый асфальт. На 3-колесной машине не было бы даже намека на занос. Однако, уходящая зимушка послала мне свой прощальный привет еще через месяц, когда по дороге на дачу в середине марта, я на скорости угодил передним колесом велосипеда вначале в одну глубокую яму, скрытую бурными ручьями. Руль при этом выбило влево, но я как-то удержался и уже начал выправляться, когда спустя 0.1 секунды я попал в следующую еще более глубокую подводную яму (в этом месте раньше всегда был асфальт, но он сошел вместе со снегом), и руль выбило теперь уже в другую сторону. В результате падения сильно ушиб ребра и бедро, а велошлем треснул пополам. Благо под ним была еще флисовая шапочка, которая тоже смягчила удар. Поэтому, чтобы веломашина была безопасной, она должна иметь более 2 колес и быть более устойчивой. Теперь СТРИЖ стал мускульно-электрическим В батарею «влезает» 440 Вт.ч.