Исходные предложения ВТС, которые были использованы при подготовке Программы развития транспортной системы Москвы на 2012 - 2016 гг.

 
1.5. Велосипедный транспорт
           
            В настоящее время жители Москвы имеют свыше 3 миллионов велосипедов, используемых, в основном, для рекреационных, спортивных, оздоровительных и туристских целей. Возможности велосипедного транспорта для решения транспортных проблем Москвы практически не используются. Велосипедным транспортом по Москве перемещается менее 0.01% велопользователей ввиду практически полного отсутствия велоинфраструктуры, дающей возможность безопасного перемещения по городу.
            В условиях нарастания проблем с развитием скоростных видов транспорта, использующих невозобновляемые источники энергии, развитие велосипедного транспорта во многом определяет качество жизни жителей города, возможность становления «экономики здоровья», снижения нагрузки на окружающую среду. Использование велосипедного транспорта является необходимым условием решения проблемы автономного и самостоятельного передвижения жителей на короткие расстояния (до 8 км), с минимальными затратами средств и времени при значительном оздоровительном эффекте, при отсутствии загрязнения воздуха, нарушений экологии, повышения персональной и деловой мобильности населения в агломерации, в условиях облегченной транспортной доступности и связности территориальных районов, сбалансированности транспортной подвижности населения с разным уровнем жизни.
Использование потенциала велосипедного транспорта, повышение его доступности и качества, обеспечивает условия для беспрепятственного и безопасного передвижения людей на основе развития велотранспортной инфраструктуры, ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере велосипедного транспорта.
Необходимость развития велосипедного транспорта обусловлена тем, что транспортная система Москвы переживает кризис. Возможностей расширения сети существующих автомобильных дорог осталось немного. Количество автомобилей продолжает расти. Средняя скорость перемещения по городу упала в среднем до 20-25 км/ч, что сводит на нет преимущества скоростного транспорта. Простаивая в пробках и находясь в постоянном режиме разгона-торможения, автомобильные двигатели в несколько раз больше выделяют токсичных веществ в атмосферу, чем при движении. Проблемы транспортных коммуникаций негативно сказываются на экономическом развитии города.
Несмотря на существующую ситуацию, в Москве отсутствует инфраструктура для развития малоскоростных видов транспорта, способных стать альтернативой скоростному и крупногабаритному пассажирскому транспорту на малых расстояниях до 5-8 км. Кроме того, что такие виды транспорта более мобильны и не требуют много места, они, как правило, более экологичны. Велосипед – самый распространенный, доступный и дешевый представитель велотранспорта (велосипеды, веломобили, электровелосипеды, электровеломобили, средства транспорта для лиц с ограниченными возможностями и пр.).
Как полноправное транспортное средство в городе, велосипед становится все более популярен особенно там, где возникают проблемы с пропускной способностью дорог. Как вариант мобильного индивидуального малоскоростного транспорта, велотранспорт, несмотря на известные недостатки (сезонность и зависимость от погоды), приносит значительный эффект при поездках на коротких расстояниях, благодаря маневренности, компактности на дороге и при парковке, экологичности и пользе для здоровья. Развитие полноценной велотранспортной инфраструктуры в городе не требует дорогого дорожного покрытия и помогает не только в решении многих транспортных проблем.
Развитие велосипедной инфраструктуры выгодно городу по следующим причинам:
-         Затраты на обустройство дороги для человека на велосипеде в 3-6 раз меньше затрат на дорогу для перемещения человека на автотранспорте
-         Выделение велополос увеличивает пропускную способность улицы;
-         Уменьшается количество заторов;
-         Облегчается транспортная доступность;
-         Улучшается экология города;
-         Городская среда становится социально привлекательнее, доступнее, дружелюбнее.
Важный аргумент в пользу велосипеда: он движется по городу со средней скоростью 17 километров в час и объезжает любые пробки, а средняя скорость автомобиля составляет 25 км и в часы пик не превышает 13 километров в час.
Огромные расходы на строительство автодорог приводят к дальнейшему росту количества машин. Известен порочный круг, из которого не выйти в рамках традиционного решения – строить все больше и больше дорог. Основное внимание должно быть направлено на максимально эффективное использование уже существующей поверхности дорожного пространства.Другой аспект того же порочного круга. Автомобилист, с учетом амортизации, энергоносителей, расходов на ремонты и прочее, тратит на каждый километр проезда в среднем 5 рублей личных средств. По данным датских исследований в целом эта поездка обходится в 2 раза дороже, с учетом расходов государства на дорожную инфраструктуру, поддержание экологии и т.д. Следовательно, государство субсидирует автовладельцев за счет остальных налогоплательщиков. Выход из ситуации – сокращение количества автопоездок. Если вместо автомобиля человек проедет 1 км на велосипеде, он сэкономит себе и государству, в среднем, 10 рублей.
В результате широкого использования велотранспорта предполагается достичь важных результатов, к числу которых следует отнести:
1.      Снижение необходимости в наращивании общественного транспорта, обусловленное       перераспределением пассажиропотоков, растущей долей личного велотранспорта в перевозках, в частности, во внутрирайонном и межрайонном сообщении, что одновременно позволяет увеличить возможность более свободного передвижения населения;
2.      Ослабление затруднений, связанных с организацией городской среды в связи с
частичным замещением потребности в автомобильных поездках и автостоянках;
3.      Сокращение в городе значительных помех и заторов в дорожном движении;
4.      Снижение негативного влияния на окружающую среду из-за вредных выбросов и шума от личного автотранспорта;
5.      Значительное сокращение дорожно-транспортных происшествий, основную часть участников которых составляют владельцы личных автомобилей.
6.      Сохранение и приобретение здоровья жителей Москвы, сокращение последствий гиподинамии населения, снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.
Для достижения этих целей, обеспечения безопасности велопоездок необходимо начать строительство велоинфраструктуры. За 5 лет до 2016 года необходимо оборудовать не менее 150 км велодорожек и велополос, построить 10 тыс велопарковочных мест.          Обеспечение развития велотранспорта также невозможно без разработки стратегии, предусматривающей включение велотранспорта в единую транспортную систему города, что позволит существенно повысить эффективность использования дорожного пространства, а также качество жизни горожан. Основной задачей данной научно-исследовательской разработки является определение путей максимального использования ресурсов велосипедного транспорта для сокращения автопоездок и снижения нагрузки на автодороги.
Обеспечение безопасности функционирования велосипедного транспорта возможно только при наличии эффективной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и закрепления кадров.Для повышения безопасности велосипедного транспорта в Москве необходимо развитие велосипедной культуры, особенно среди детей и подростков.
Для повышения эффективности функционирования и роста конкурентоспособности велосипедного транспорта необходимо:
1. Улучшение условий безопасного перемещения на велосипеде, создание инфраструктуры для велосипедных поездок;
2. Обеспечение развития системы велопарковок в соответствии с задачами и потребностями формирования транспортной инфраструктуры города Москвы. Расширение взаимодействия со смежными видами транспорта за счет внедрения технологий организации транспортного процесса города, прежде всего интермодальных перевозок.
3. В рамках подпрограммы "Велосипедный транспорт" финансирование предусмотрено за счет федерального бюджета и внебюджетных источников.
 
Для реализации данной задачи предусмотрены следующие мероприятия:
 
1. Организация велополос и строительство велодорожек к местам массового посещения
Для внутрирайонных связей: безопасная велотранспортная связь внутри и между жилыми кварталами, объектами районной инфраструктуры, городскими транспортно-пересадочными узлами (торговые и коммунально-бытовые объекты, автовокзалы, станции метро и ж/д.
 По озелененным территориям (бульвары, парки, скверы, места отдыха) для безопасного разделения участников движения (пешеходов и велосипедистов).
2. Создание объектов велоинфраструктуры на набережных и транспортно-пересадочных узлах.
- Организация велополос (на отдельных участках - строительство велодорожек) по набережным вдоль рек и вокруг водоемов, в целях наиболее полного использования природных и ланшафтных ресурсов города для повышения комфортности и экологичности городской среды.
- Пилотный проект "Велодорожка вдоль реки Сетуни" от Инновационного центра Сколково к МГУ.
- Создание системы интермодальных пассажирских перевозок в г. Москве с использованием велосипедного транспорта. Велопарковки на транспортно-пересадочных узлах.
3. Создание велокарт города Москвы для наиболее удобных и безопасных веломаршрутов.
- "Зеленая" велокарта Москвы с целью использования велосипедного транспорта для рекреационных, экскурсионных и спортивных целей. (Полиграфическое издание и накладка на дорожно-транспортную карту Москвы в интернете). Разработка маршрутов вылетных велотрасс через МКАД за город.
- Транспортная велокарта Москвы с целью использования велосипедного транспорта для деловых целей. Необходима организация маршрутов велопоездок к социально-значимым , объектам, позволяющая сократить автомаршруты и снизить нагрузку на автодороги.
 (Первым этапом может служить увязка Транспортной велокарты с транспортно-пересадочными узлами, планируемыми на 2012-2016 гг.)
 
Государственные заказчики: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
 
 
 
 
 
Необходимые ресурсы по годам реализации Подпрограммы 1.5
раздела «Велосипедный транспорт» (млн.рублей)
 
В том числе
Наименование
мероприятия
2011-2016
 
2011
 
 
2012
 
2013
 
2014
 
2015
 
2016
 
Всего на реализацию подпрограммы
 
 
403,0
 
 
 
 
 
 
Федеральный бюджет
376.0
 
 
 
 
 
 
Внебюджетные источники
27.0
 
 
 
 
 
 
1. НИР «Концепция развития велотран-спортной сети и инфраструктуры г. Москвы ».
15.0
15.0
 
 
 
 
 
Федеральный бюджет
15.0
15.0
 
 
 
 
 
2. Программа создания велодорожек и велополос
70.6
 
 
 
 
 
 
Федеральный бюджет
70.6
 
 
 
 
 
 
3. Создание объектов велоин-фраструктуры на набережных
264.7
 
 
 
 
 
 
 
Федеральный бюджет
264.7
 
 
 
 
 
 
3.3 Создание объектов велоин-фраструктуры на транспортно-пересадочных узлах
50.0
 
 
 
 
 
 
Федеральный бюджет
25.0
 
 
 
 
 
 
Внебюджетные источники
25.0
 
 
 
 
 
 
4. Создание велокарт города Москвы
2.7
 
 
 
 
 
 
Федеральный бюджет
0.7
 
 
 
 
 
 
Внебюджетные источники
2.0
 
 
 
 
 
 
 
Более точное распределение ресурсов по годам возможно в конце 2011 года по итогам выполнения НИР "Разработка Концепции развития велотранспортной сети и инфраструктуры г. Москвы и ее влияние на развитие социальной и транспортной инфраструктуры города" и после выполнения отдельных пилотных проектов по каждому направлению.
 
Результатом реализации вышеперечисленных мероприятий должно стать:
 
 
Наименование индикатора
Показатели по годам
2012
2013
2014
2015
2016
Итого:
Общая длина уличной велотранспортной сети, км
2.6
 
 
 
145.7
 
145.7
Длина велосети на 1 жителя, см
0.24
 
 
 
13.2
13.2
Количество велопарковочных мест у ТПУ, шт.
0
 
 
 
10 000
10 000
Доля поездок велотранспортом от общего числа поездок, %
0.01, или менее
 
 
 
1.0