Велодорожки и велополосы. Когда они появятся на улицах Москвы?

Включение в Генеральный план развития Москвы до 2025 года раздела 3.6.7 "Велосипедный транспорт" вселило ожидания скорого появления велодорожек на улицах города. Однако, не всё так просто. Следует разобраться, почему через 40 лет после принятия Венской конвенции "О дорожных знаках и сигналах", давшей старт облагораживанию транспортной инфраструктуры во всём мире, на московских улицах нет ни одной велодорожки? За это время города Европы обзавелись сетью велодорожек и велополос, которая позволила решить многие транспортные проблемы и сделала города удобными для жизни.

1. Отечественные определения и термины
Сведения о велодорожках и велополосах содержатся в ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Методы определения параметров". Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог. Хотя стандарт был принят в 2008 году, приведенные в п. 4.5.3 параметры велодорожек и велополос были составлены без надлежащего учета международного опыта еще в конце 90-х годов.
Отсутствие полноценного описания нормативов на велоинфраструктуру в наших ГОСТах не является случайным. Велодорожки рассматривались как один из незначительных элементов автомобильных дорог. Строительство велодорожек считалось делом третьестепенной важности по сравнению с автодорогами, и выделять велодорожки в отдельный стандарт не было надобности. В настоящее время ситуация изменилась, и строительство велодорожек стало востребованным.

Согласно ГОСТ Р 52765-2007 п.3.17. Велодорожка: дорожка, предназначенная для движения велосипедов и мопедов, имеющая усовершенствованное покрытие и оборудованная средствами организации дорожного движения (знаками, разметкой и светофорами). Поскольку ни в одном ГОСТе не дано определение, что такое "дорожка", надо думать, что она ничем она отличается от "дороги". Термин "велополоса" использован в ГОСТ Р 52766-2007, таблица 5 п.4.5.3.5, где указаны параметры велополосы, однако, отсутствует определение этого термина, а место её расположения на дороге нигде не указано.
 
2. Недостатки федеральной терминологии.
Рассмотрим, в чем именно определение велодорожки и пункты существующих федеральных нормативных документов ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52765-2007, а также ГОСТ Р 52289-2004, касающиеся велодорожек, не соответствует международным стандартам, в частности, Венской конвенции "О дорожных знаках и сигналах", http://www.unece.org/trans/conventn/signalsr.pdf. На основе этой Конвенции в странах Европы за последние десятилетия были разработаны стандарты, которые способствовали тому, что во многих городах Европы велодорожки успешно строятся и функционируют, помогая решать многие городские проблемы.
Венская конвенция была подписана СССР в 1974 году. Хотя вскоре были приняты и действуют в настоящее время строительные нормативы, предусматривающие организацию велодорожек, тем не менее, за последние 40 лет на улицах Москвы не было построено ни одной велодорожки. Стало очевидным, что именно несоответствие отечественных нормативов современным международным стандартам в этой области препятствует строительству велодорожек на улицах города.
Главная причина, на наш взгляд, в том, что в федеральных нормативах отсутствуют специальные определения, нормы, дорожные знаки и разметка для велополос, которые не обязательно и не всегда являются частью велодорожек. В международных стандартах заложено, что велополосы могут примыкать к пешеходным полосам или к проезжей части дорог (Знак D,11a согласно Венской Конвенции), а также быть совмещенными с пешеходными полосами или с проезжей частью дорог (Знак D,11в согласно Венской Конвенции). Чтобы разобраться в вариантах построения велодорожек и велополос, необходимо привести в систему велодорожную терминологию.
 
3. Систематизация велодорожных терминов
Для приведения в систему велодорожной терминологии примем за основу европейские нормативы на велодорожки, например, английские нормативы, собранные в документе: London Cycling Design Standards "Велосеть - велодорожки, велополосы и велоинфраструктура". Анализ английских нормативов приводит к выводу:
1. Велодорожки и велополосы – это принципиально разные термины, используемые для характеристики дорожной велоинфраструктуры. Они являются разными характеристиками одного термина "велодорога". Взяв за основу терминологию Венской конвенции1, термин "велодорога" можно определить как всю полосу отвода любой дороги или улицы, открытой для велодвижения.
Термин "велодорожка" по аналогии с термином "автомобильная дорога"2 означает велодорогу, специально построенную и предназначенную для движения велотранспортных средств, не предназначенного для обслуживания придорожных владений, и которая:
i) за исключением отдельных мест или во временном порядке имеет для обоих направлений движения отдельные проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой, не предназначенной для движения, или в исключительных случаях другими средствами;
ii) не имеет пересечений на одном уровне ни с дорогами, ни с железнодорожными или трамвайными путями, ни с пешеходными дорожками;
iii) специально обозначена в качестве велодорожки.
Соответственно, по аналогии с термином "полоса движения"3, термин "велополоса движения" (для краткости, велополоса) приобретает определенное значение, отличное от того, которое придается ей в отечественных нормативах. Велополоса означает любую из продольных полос, на которые может быть разделена проезжая часть велодороги, обозначенных или не обозначенных посредством продольной разметки, но имеющих ширину, достаточную для движения в один ряд велосипедов. Важно, что велополоса не обязательно является, хотя и может быть частью велодорожки.
 
4. Типы велодорог
Систематизация типов велодорог определяется взаимным расположением "велодорожек" и "велополос", а также их расположением относительно автомобильных и пешеходных дорог.
 
Изолированная велодорожка вне проезжей авто- и пешеходной дороги
Велополоса на проезжей части автодороги
Велополоса на пешеходной дороге
Примыкает к проезжей автодороге
Примыкает к пешеход-ной
Не примыкает
Обособле-нная, обя-зательная
 
Смешан-
ная, реко-мендуемая
 
Обособле-нная
Совмеще-
нная
ВДИА
ВДИП
ВДИН
ВПАО
ВПАС
ВППО
ВППС
Где ВДИА – велодорожка изолированная примыкающая к проезжей части автодороги,
ВДИП - велодорожка изолированная примыкающая к пешеходной дороге,
ВДИН - велодорожка изолированная, не примыкающая ни к проезжей части автодороги, ни к пешеходной дороге,
ВПАО - велополоса на проезжей части автодороги, обособленная,
ВПАС - велополоса на проезжей части автодороги, смешанная,
ВППО - велополоса на пешеходной дороге, обособленная,
ВППС - велополоса на пешеходной дороге, совмещенная.
 
 Все велодороги могут быть как двусторонними, идущими в двух противоположных направлениях, так и односторонними.
Все велодорожки и велополосы могут переходить одна в другую на любом участке.
 

Рассмотрим далее на примере английских нормативов, когда, при каких условиях следует выбирать те или иные типы велодорог.

5. Если брать в расчет интенсивность и скорость потоков на проезжей части.

Велодорожки и велополосы на проезжей части, или примыкающие к ней, нужны в тех случаях, когда интенсивность движения на дороге и/или скорости транспорта высокие или средние. В районах с малой интенсивностью и скоростью движения автотранспорта можно обойтись без велодорожек и велополос.

Матрица необходимых велодорог в зависимости от интенсивности и скорости транспорта
 
30 км/час
очень низкая
30-50 км/час
низкая
50-60 км/час
средняя
>60 км/час
высокая
>400 ед/час
очень высокая
ВПАО или ВДИА
ВПАО или ВДИА
ВПАО или ВДИА
 ВДИА
300-400 ед/час 800-1000 (пик)
высокая
ВПАО
ВПАО
ВПАО или ВДИА
ВДИА
100-300 ед/час
300-800 (пик)
средняя
ВПАО или ВПАС
ВПАО или ВПАС
ВПАО или ВДИА
ВДИА
50-100 ед/час
150-300 (пик)
низкая
ВПАС
ВПАС
ВПАО или ВДИА
ВПАО или ВДИА
<50 ед/час
очень низкая
ВПАС без обозначений
ВПАС
ВПАС
ВПАО или ВДИА
 
 
6. Британские нормативы на ширину велодорожек и велополос в городе
 
Односторонние велодороги
 
Катего-рия
вело-дорог
и вело-полос
Скорость
движе-
ния
транс-
порт-
ного
потока,
км/ч
Расчет-
ная ско-
рость
велодви-
жения,
км/час
Расчетная
интенсив-
ность
движения,
прив. ед./ч
на полосу
Полуши-рина проезжей части, м
Ширина полосы движе-ния, м
Наиме-ньший радиус кривых в плане, м
Наиме-ньшая ширина пеше-ходной части тротуара, м
ВДИА
>60
25
>100 (>300, пик)  
 
 
>15
 
ВДИП
 
25
 
 
 
>15
 
ВДИН
 
25
 
 
 
>15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВПАО
 
25
 
>4.5
1.5 (0.8)
 
 
ВПАС
<60
15
<300 (<800, пик)
<4.5
1.5
 
 
ВПАС
<60
15
<300 (<800, пик)
>4.5
1.5-2.0
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВППО
 
25
 
 
1.5
>15
1.5
ВППС
 
15
пешеходы
 
3.0 (2.0)
>15
 
Примечания:
  1. Ширина полосы измеряется от бордюра до середины разделительной линии.
  2. На дорогах со скоростью 60 км/час и выше ширина велополосы ВПАО должна превышать 1.5 м.
  3. В особых ситуациях допустима ширина велополосы менее 1.5 м. В скобках – минимальная ширина в стесненных ситуациях, интенсивность движения в часы пик.
  4. Если автомобильная полоса меньше 3 м, велополосу делать нежелательно.
 
7. Обособленные и смешанные велополосы на проезжей части.
 
На проезжей части могут быть велополосы двух видов: Обособленные и смешанные.
Обособленные(обязательные) велополосы ВПАО отделяют часть проезжей дороги, предназначенную для велосипедистов. В неё запрещено вторгаться другим транспортным средствам.
Смешанные(рекомендуемые) велополосы ВПАС предназначены предупреждать водителей о возможном присутствии велосипедистов и подсказывать водителям, что им надо придерживаться на достаточном расстоянии от края дороги или бордюра. Однако, движение автомобилей по велополосе возможно.
Преимущество использования велополос ВПАО и ВПАС на проезжей части состоит в том, что они:
-          напоминают водителям о присутствии велосипедистов на дороге,
-          заставляют водителей оставлять место для велосипедистов на обочине,
-          делают законным обгон автотранспорта в случае его замедления или остановки в пробке,
-          приучают велосипедистов двигаться по отведенной велодороге,
-          помогают велосипедисту убедиться, что он следует по маршруту.
Кроме того, благодаря уменьшению за счет велополос видимой ширины дороги, предназначенной для автотранспорта, водители вынуждены снижать скорость.
Для удобного проезда велосипедов, велоприцепов и инвалидных колясок велополоса должна иметь ширину 1.5 м, а если дорога позволяет, то и 2 м. Это делает возможным обгон без выезда на полосу движения автотранспорта.
В стесненной ситуации допустима ширина велополосы 0.8 м, однако в местах соединений рекомендуется делать велополосу не менее 1.2 м, а при подходе к перекрестку – не менее 1.0 м.
Каждый вид имеет свои достоинства и недостатки.
Достоинства
Недостатки
Обособленные (обязательные)
В определенные часы могут использоваться только велосипедистами.
Отделены сплошной линией, что делает мало вероятным въезд машин.
Водители нарушают правила, если въезжают на велополосу.
Допускается установка дополнительного ограждения
На устройство такой велополосы требуется согласование с нормативами и обсуждение с общественностью, что ведет к задержкам.
Нельзя проложить там, где разрешено пересечение велодороги другим транспортом, например, въезды на боковые дороги, карманы для парковки и разгрузки, а также к прилегающим узким проездам.
Требуется более значительное конструктивное оформление знаками и разметкой, чем для рекомендуемых велополос.
Смешанные (рекомендуемые)
Не требуется согласования с нормативами и разрешения дорожной инспекции.
Можно установить очень быстро.
Требуется меньше знаков и разметки.
Можно проложить вплотную к парковочным карманам, по центру проезжей части, через перекрестки и вдоль узких полос движения менее 3 м шириной.
Имеют чисто информативное значение – другой транспорт может законно ехать по ним.
Отсутствует законная возможность удалять с них транспорт (кроме ограничений на парковку, ожидание, разгрузку)
 
8. Изолированные велодорожки (отделенные от проезжей и пешеходной части).
 
Они могут примыкать к выделенным проезжим и пешеходным дорожкам (ВДИА и ВДИП) или проходить совершенно независимо (ВДИН). Очевидно, их не следует предусматривать на новых дорогах (там надо заранее планировать велополосы), а также на старинных дорогах, имеющих историческое значение.
 
9. Совмещенные вело-пешеходные полосы и тропы.
 
Велополосы ВППС предназначены для велодвижения со скоростью не более 15 км/час.
 
Выводы:
  1. Велодорожки и велополосы на улицах Москвы не появятся, пока не будет устранено несоответствие федеральных нормативов и правил международным стандартам.
  2. Беспрепятственное и безопасное дорожное велодвижение может быть обеспечено только путем строительства велоинфраструктуры в городах на основе принятия унифицированных федеральных правил и нормативов, соответствующих международным стандартам.
  3. Данная систематизация велодорожной терминологии позволяет обобщить международный опыт и выработать единую систему правил и нормативов.
  4. Международные нормативы должны лечь в основу разработки специального ГОСТа, единого федерального стандарта на дорожное велодвижение и велоинфраструктуру, включая велодорожки, велополосы, велостоянки и парковки.
Налимов И.П.
 


1 c) термин "дорога" означает всю полосу отвода любой дороги или улицы, открытой для движения.
 
2 h) термин "автомобильная дорога" означает дорогу, специально спроектированную и построенную для движения автотранспортных средств, не предназначенного для обслуживания придорожных владений (Официальный перевод "Motorway" как "автомагистраль" - дорога, специально построенная и предназначенная для движения автотранспортных средств, неточен, так как сужает наиболее общее определение автомобильной дороги до одного из видов автодорог. В результате документ лишается общего определения, на основе которого строятся определения всех других автодорог.),
и которая:
i) за исключением отдельных мест или во временном порядке имеет для обоих направлений движения отдельные проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой, не предназначенной для движения, или в исключительных случаях другими средствами;
ii) не имеет пересечений на одном уровне ни с дорогами, ни с железнодорожными или трамвайными путями, ни с пешеходными дорожками;
iii) специально обозначена в качестве автомагистрали.
 
3 e) термин "полоса движения" означает любую из продольных полос, на которые может быть разделена проезжая часть дороги, обозначенных или не обозначенных посредством продольной разметки, но имеющих ширину, достаточную для движения в один ряд автомобилей, иных, чем мотоциклы.