Национальная сеть велосипедных маршрутов в стратегии пространственного развития России

Хорошо известны существенные преимущества велосипедного движения для повышения мобильности и оздоровления населения, охраны окружающей среды. В последние годы особенно большое развитие получил велосипедный туризм, показавший свою высокую социальную и экономическую эффективность.

Например, в Германии велотуризм занимает 12% от всего объёма туриндустрии. Ежегодный вклад велотуризма в экономику Европы составляет свыше 44 млрд евро. Эти успехи достигнуты благодаря формированию в ряде стран разветвлённой сети велосипедных маршрутов.

Как формируются популярные веломаршруты:

  1. Маршрут по северной Испании «Путь Сантьяго» первоначально был проложен паломниками из европейских стран в Сантьяго де Компостело - к месту захоронения святого Иакова в Португалии. В последние десятилетия народная тропа превратилась в популярный оборудованный для самодеятельных путешествий веломаршрут.
  2. Опыт создания веломаршрута «Зелёный Путь» (The East Coast Greenway) длиной 4800 км вдоль Атлантического побережья США . (Отчёты Ильдуса Янышева о велокругосветке). Группы местных велоактивистов на отдельных участках трассы развивали маршрут постепенно, при поддержке местных властей, бизнеса, а затем и на федеральном уровне.
  3. Наиболее показателен успешный опыт Общегерманской ассоциации велосипедистов ADFC по созданию германской велосети. Директор ADFC Бурхард Шторк в презентации на 6 Зимнем велоконгрессе в Москве 10 февраля 2018 г. объяснил успех Германии тем, что региональные веломаршруты, предложенные местными велоклубами, пошагово совершенствовались велоактивистами с помощью местных властей и поднимали качество до федерального и международного уровня. Важно, что созданная велосеть теперь широко используется местными жителями для повседневных велопоездок, межпоселкового передвижения и перевозки грузов на электровелосипедах.

Сегодня в России отсутствуют условия для самодеятельного цивилизованного велотуризма. Нет ни одного протяженного веломаршрута, на котором были бы созданы условия для сравнительно комфортного, бюджетного, безопасного и интересного самостоятельного путешествия. Но ситуация с велотуризмом в России начинает меняться.

Приобретя опыт велопутешествий по странам Западной Европы, российские велотуристы оценили преимущества европейской сети веломаршрутов ЕвроВело и готовы содействовать переходу самодеятельного туризма, от путешествий на полном самообеспечении (т.наз., «дикого» туризма) к современным цивилизованным формам. Складывается понимание, что проблему массового велотуризма решило бы создание национальной сети общедоступных познавательных и оздоровительных, экологически чистых веломаршрутов национального значения (НСВ) России.

Структура НСВ России, примеры маршрутов.

  1. Веломаршруты международного уровня для въездного велотуризма – ЕвроВело 2, 10, 11 и 13.
  2. Веломаршруты РосВело федерального уровня для въездного и внутреннего велотуризма. Что уже намечено и разрабатывается: «Золотое кольцо России», «Москва – Санкт-Петербург».
  3. Веломаршруты для внутреннего велотуризма и для велопередвижения жителей по региону: – межрегионального уровня МежрегионВело: маршрут по Крыму и Севастополю «Тропа Тавриды». - регионального уровня РегионВело.

Предложены маршруты: по Татарстану «Тропа Тукая», по Карелии «Голубые дороги Карелии», по Московской области «Тропа Сергия Радонежского».

Далее в рамках стратегии пространственного развития России пойдёт дополнение НСВ местными велотропами между населёнными пунктами регионов.

С чего начать создание НСВ в России? Европейская Федерация Велосипедистов (ЕФВ) предложила создать по России четыре веломаршрута ЕвроВело. Опыт доведения их до необходимого международного уровня качества станет примером, на который следует равняться. Федеральная поддержка заключается в назначении и поддержке координаторов маршрутов ЕвроВело по России.

Двигателем создания региональных веломаршрутов должны стать местные велосообщества. Содействие волонтёрам, готовым заняться разработкой и совершенствованием региональных веломаршрутов и создание стимулов их активности, это то звено, которое вытянет всю цепочку и позволит создать НСВ России.

Формирование сети пройдёт поэтапно. Инициаторы на местах, заинтересованные стороны и разработчики схем, проектов и обустройства веломаршрутов – местные городские и региональные велосообщества. Они не смогут обойтись без помощи ответственных исполнителей:

  1. Создание и поддержание качества дорожной инфраструктуры веломаршрутов международного (ЕвроВело) и Федерального (РосВело) уровня в компетенции Министерства транспорта РФ,
  2. Содействие совершенствованию веломаршрутов регионального уровня находится в поле внимания региональных министерств и департаментов транспорта, региональных властей.
  3. В обеспечении информационной и культурной составляющей маршрутов региональным велосообществам помогут региональные департаменты культуры.
  4. Проведение конкурсов веломаршрутов войдёт в серию конкурсов туристских маршрутов Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ.

Координация работ по созданию НСВ позволит направить усилия всех заинтересованных сторон на решение первостепенных проблем:

  1. Развитие и совершенствование маршрутов федерального значения ЕвроВело и РосВело.
  2. Стимулирование инициативы местных велосообществ.
  3. Содействие местным властям по совершенствованию создаваемых региональных и межрегиональных маршрутов, подъёму их качества вплоть до федерального уровня.
  4. Поддержка региональных властей, предпринимателей по созданию вдоль маршрутов сервисного, экскурсионного обслуживания и хозяйственного обеспечения.

Для поддержки создания сети НСВ в РФ намечено сделать конкретные шаги:

  1. Предложить Европейской Федерации Велосипедистов назначить по согласованию с Минтрансом РФ координаторов маршрутов ЕвроВело по России.
  2. Провести круглые столы в региональных Общественных Палатах и Общественной Палате РФ с выработкой проектов законов Государственной Думы и рекомендаций Федеральным и региональным властям.
  3. Для координации и содействия развитию НСВ создавать для каждого национального веломаршрута своих опекунов в лице региональных, межрегиональных и общероссийских общественных велоорганизаций.

Cоздание НСВ может обеспечить условия не только для въездного и внутреннего велотуризма, но и позволит решить амбициозную задачу - прошить всю территорию страны легко и быстро сооружаемой местной дорожной сетью, связать национальными веломаршрутами, их ответвлениями и отдельными велотропами малые города, посёлки и деревни. В соответствии с «Декларацией министров транспорта по экологическому и инклюзивному транспорту» 2016 года реализация НСВ станет основой сети велотроп для повышения связности российской территории путём свободного передвижения экологически чистым видом транспорта по территории России. Транспортные потоки по велотропам будут включать не только обычные велосипеды, но и современные грузовые и электрические велосипеды и веломобили. При этом расходы на создание НСВ и сети велотроп не превысят малой доли планируемых расходов на развитие автодорог.

Россия начинает с чистого листа. Пока нет ни одного готового национального веломаршрута. Чтобы избежать ошибок и выиграть во времени, надо определить место НСВ в стратегии пространственного развития России. Создание НСВ не только обеспечит условия для въездного и внутреннего велотуризма, но и станет первым шагом к решению задачи повышения связности российских территорий, свободного передвижения экологически чистым видом транспорта по территории России.

И.Налимов

Комментарии

Веломаршрут «Зелёный Путь»

Веломаршрут «Зелёный Путь» The East Coast Greenway

Чтобы представить обстановку и условия передвижения по Зелёному Пути, полезно ознакомиться подробнее с особенностями этого необычного веломаршрута.

Веломаршрут проходит вдоль восточного побережья США от канадской границы через 16 штатов до южной точки – мыса Ки Уэст на полуострове штата Флорида. Общая длина маршрута составляет 3000 миль.

Для создания маршрута в 1991 году была образована некоммерческая организация (Альянс) The East Coast Greenway «Зелёный Путь». Всю разработку маршрута осуществляли добровольцы.

Вначале почти весь маршрут проходил по автомобильным дорогам. Еще тогда мне удалось побывать и прокатиться по 4-5 участкам маршрута: около Бостона, Нью-Йорка, Вашингтона и Балтимора. С тех пор протяженность безопасных велодорожек ежегодно возрастала и через 25 лет достигла 30% всего маршрута. Стратегия развития предусматривает к 2020 году закончить установку указателей по всей основной нитке маршрута. Цель Альянса на перспективу – превратить весь маршрут в общедоступный «линейный парк» для людей всех возрастов и способностей.

Для бронирования мест ночлега в 2017 году в интернете запущен путеводитель по маршруту со специальным сервисом. Всего 19 велотуристов проехали весь маршрут от начала до конца.

Большинство использует участки трассы маршрута для недельных велопоездок.

Для оборудования, поддержания в хорошем состоянии и развития маршрута в каждом штате создано отделение Альянса из местных велоактивистов. Текущую деятельность Альянса, содержание небольшого штата сотрудников поддерживают 11 партнёрских организаций. Опыт организации и развития этого веломаршрута можно будет применить при создании национальных веломаршрутов России.

Разработку указанных веломаршрутов ведут члены Велотранспортного союза:

  • ЕвроВело 2, В.Филиппов, И.Налимов, В. Сафонов, А.Фрязинов, а также журналист Д.Соколов (Митрич).
  • «Золотое кольцо России», «Москва – Санкт-Петербург». В.Филиппов, И.Налимов.
  • «Тропа Тавриды». И.Налимов, Ю.Бондарец.
  • «Тропа Тукая», И.Янышев.
  • «Голубые дороги Карелии», В.Филиппов.
  • «Тропа Сергия Радонежского», В.Сафонов, а также А.Сидоров (Велоклуб Яуза).
  • Разработку веломаршрутов ЕвроВело 10, 11 и 13, а также «Москва – Санкт-Петербург» вели И. Гуревич и члены клуба ВелоПитер.
  • Разработку веломаршрута ЕвроВело 2 активно ведут велоактивисты Белоруссии.