Министерство транспорта России рассматривает проблемы велотранспорта

В рамках ежегодной Транспортной недели впервые нашлось время для обсуждения проблем велотранспорта. 4 декабря в Гостинном Дворе состоялась 1-ая межрегиональная конференция на тему «Современные средства индивидуальной мобильности: новые вызовы для развития территории».  

На конференции предполагалось поднять актуальные вопросы:

  • Какие перспективы ожидают город и городское транспортное пространство, и какой должна быть концепция транспортного обслуживания населения в городе?
  • Можно ли обойтись без автомобиля, и как совместить преимущества общественного и частного транспорта?
  • Что такое безопасная транспортная среда для малого транспорта, и какова роль велотранспортной инфраструктуры в ее развитии?
  • Оправданы ли затраты на развитие малого транспорта и велосипедного движения, и какова экономическая эффективность таких вложений?

Конференцзал был полностью заполнен, что говорит об интересе региональных руководителей к проблемам велотранспорта. Среди них были руководители транспортных ведомств регионов и городов России, представители Министерства культуры РФ, Минстроя России, главы городов и регионов России, руководители профильных ведомств и специализированных институтов, руководители общественных организаций, международные консультанты и эксперты.

Конференцию открыл заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул. Он подчеркнул, что транспортная система - это не только организация средств передвижения. Она всё больше становится фактором повышения качества жизни. В мировой практике автомобильный и велосипедный транспорт взаимно дополняют друг друга. Минтранс уже сделал шаги навстречу велосипеду, подготовив совместно с велосипедной общественностью существенное усовершенствование велосипедных статей ПДД, которого не происходило уже много лет. Предполагаем и дальше учитывать последние достижения в этой сфере.

Модератором докладов выступил Игорь Маркин, генеральный директор ЦНИИП Велотранспорта. По его мнению, поиск новых подходов к обеспечению мобильности городского населения в условиях стремительного ухудшения дорожной ситуации из-за роста автопарка привел к смещению приоритетов в транспортной политике. Компактность, скорость, экологичность и эффективность транспортного средства вышли на первый план.

С докладами выступили иностранные специалисты. Минзе Вальфиус (учредитель Европейского Фонда «Управление мобильностью», основатель международной консалтинговой компании BV AdVier, Нидерланды) остановился на проблемах и перспективах общественного транспорта, индивидуальной мобильности и беспилотного обслуживания.

Лука Гуала (руководитель проектов по транспорту "Sistematica Mlab", Италия) говорил о влиянии микромобильности на развитие территорий. Он обобщил тенденцию многих европейских городов выводить движение автомобилей из центра города, оставляя там лишь метро и велосипедное движение. В целом для передвижения на короткие расстояния (до 4-5 км) всё большее распространение получают средства индивидуальной мобильности.

Себастьян Хилкман (основатель международной консалтинговой компании BV Duurzaaminmobiliteit, Австрия) рассказал о проекте развития форм малой мобильности в Гренобле.

Николай Харитошкин (Балтийский Федеральный университет им. И.Канта) осветил вопросы экологии автотранспорта.

В выступлении Игоря Налимова (ВТС) на основе изучения опыта европейских стран, в частности, Германии (http://velotransunion.ru/bikestructure) предложены меры по организации развития велотранспорта и велодвижения в регионах России. (Текст выступления прилагается)

Сергей Шелмаков (МАДИ) привел данные о том, что по показателю результат/затраты вложения в велоинфраструктуру являются более эффективными, чем для других видов дорожного строительства. Один вложенный в неё рубль может давать от 13 до 21 рубля отдачи. Он привел конкретные примеры экономической эффективности велотранспорта и велоинфраструктуры. Так, в отдельных случаях стоимость недвижимости в жилых кварталах с обустроенной велоинфраструктурой возрастала на 20%. Кроме того, велосипед создает экологическое окружение и формирует экологическую культуру, её не оценить в денежном выражении.

Вадим Донченко (научный руководитель ОАО «НИИАТ») по опыту своего сотрудничества с ОПТОСОЗ (http://velotransunion.ru/Pan-European_Program%20) привел многочисленные примеры негативного влияния автотранспорта на здоровье граждан. Приведены убедительные данные о количестве смертей от ДТП, загрязнения воздуха и малоподвижности в Австрии, Франции и России. Для решения этих проблем в ряде стран разработаны мастер-планы по развитию велосипедного движения. Для экономической оценки влияния вида транспорта на здоровье человека применяют условную величину средней стоимости жизни 1.574 млн евро. Докладчик привел экономические оценки воздействия развития велодвижения на здоровье населения.

Выступивший в прениях Владимир Филиппов высказал мнение, что подсчет экономической эффективности велотранспорта не может быть сделан достаточно объективным. Для расчета главного эффекта велотранспорта - повышения качества жизни - возможны лишь субъективные оценки.

Юрий Трофименко сообщил о начале разработки в МАДИ методических указаний по велоинфраструктуре. Есть первый вариант, который предполагается усовершенствовать.

В заключительном слове Николай Асаул отметил, что стадия агитации за велотранспорт миновала. Он подчеркнул необходимость совершенствования нормативной базы на основе глубокой разработки проблем велотранспорта, исследований по велотранспортной тематике. Для этой цели у Минтранса имеется сеть мощных исследовательских организаций, таких как НИИАТ, МАДИ и ряд других.

Далеко не все поставленные вопросы удалось обсудить, но можно поздравить велотранспортные круги и организатора конференции Игоря Маркина с успешным началом взаимодействия с федеральными и региональными руководителями на высоком уровне.

ВложениеРазмер
Доклад И.П. Налимова74.28 КБ