В Государственной Думе вернулись к проблемам велосипедного движения

15 мая 2014 года Комитет по транспорту Госдумы провел круглый стол велообщественности по обсуждению ситуации с развитием велосипедного движения и, в частности, велотранспорта.

Александр ВасильевВстреча носила ознакомительный характер - пожелание законодателей выяснить весь круг велосипедных проблем, а не только относящихся к их компетенции. Велоактивисты были рады возможности поговорить о том, чего они желают и чего добиваются, что могли бы делать сами, не очень задумываясь над тем, насколько это соответствует задачам Госдумы. Ведущий круглого стола член Комитета по транспорту депутат Александр Васильев  не требовал акцентироваться на пожеланиях к законодательному органу. Для первой встречи депутата с велоактивом такой характер выступлений оказался вполне оправдан.

Из присутствовавших 30 человек удалось высказаться 10 велоактивистам. Из-за отсутствия приглашенных велоактивистов из Санкт-Петербурга, Казани и Великого Новгорода приводимые примеры касались ситуации с велодвижением лишь в Москве и Московской области.

Заместитель руководителя Департамента транспорта Москвы Алина Бисембаева рассказала о планах развития системы велодорожек, велопарковок и велопроката в Москве. По её мнению, следует разрешить велодвижение по полосе общественного транспорта. Это безопаснее, чем, в противном случае, двигаться велосипедисту в потоке машин. На улицах с односторонним движением необходимо разрешить встречное движение на велосипедах. В новых ПДД это правило предусмотрено не в полной мере. Чтобы стать основным идеологом всей велосети города, необходимо создать орган исполнительной власти, отвечающий за проблему в целом, - координационный центр при Департаменте транспорта, а не координационный совет департаментов при Правительстве Москвы, как предлагали некоторые специалисты.

Илья Варламов считает ошибкой стремление ГИБДД ликвидировать переходы по зебре и загонять велосипедистов в подземные переходы со ступеньками. Это существенно разрушает идею велопередвижения по городу. Представитель малого бизнеса Константин Долгополов рассказал о проблемах организации службы велокурьеров в Москве. Петр Дворянкин считает, что необходима организация общественного велоконтроля за созданием велоинфраструктуры на всех этапах - от планирования, проектирования и строительства вплоть до эксплуатации. Алексей Сидоров предложил предусмотреть при реконструкции МКЖД организацию велопереездов под строящимся кольцом. Велоактивист Александр Каменев из г. Жуковский Московской области, приехавший в Госдуму на велосипеде, столкнулся с отсутствием места для парковки велосипеда. В здание его не хотели пропускать из-за несоответствия велоодежды принятому дресс-коду. Каменев предложил медикам совместно с экономистами изучить экономический эффект от оздоровления населения, регулярно пользующегося велосипедом. Как предмет для изучения предлагается взять около 50 сотрудников ЦАГИ, ездящих на работу на велосипеде, причем некоторым из них за 80 лет.

Владимир ЛуговенкоИз выступлений, соответствующих задачам законодательного органа. отметим информацию представителя Минтранса РФ Владимира Луговенко  об итогах обновления велосипедных статей ПДД. Дальнейшее их усовершенствование будет продолжаться. Необходимо уточнить в КоАП штрафные санкции за нарушение этих статей. Игорь Налимов на основе опыта разработки проекта ФЗ о велотранспорте и результатов его обсуждения наметил направления усовершенствования действующего законодательства для содействия развитию велодвижения (текст выступления в комментариях). Поступило предложение включить разработку этих поправок в план законопроектной работы Минтранса РФ. Игорь Маркин обратил внимание на необходимость разработки единой программы развития велодвижения. До сих пор архитекторы не учитывают в своих проектах активное развитие велодвижения. Поэтому необходимо уточнить ряд статей Градостроительного кодекса РФ и нормативных актов по велоинфраструктуре. Представитель ГУОБДД Дмитрий Митрошин считает возможным разрешить движение велосипедов по полосе для маршрутного транспорта. Что касается организации велополос на проезжей части, Управление считает движение по ним небезопасным и обратилось с письмом в правительство Москвы с предложением отдать приоритет строительству более безопасных выделенных велодорожек. МВД готово подключиться к разработке велосипедных статей ПДД, федеральных законов, ГОСТов и других нормативных актов.

Подводя итоги встречи, Александр Васильев предложил создать две рабочие группы при Комитете по транспорту, включающие экспертов, для разработки предложений по законодательству и по велоинфраструктуре. Последняя группа займется ГОСТами и нормативами.

ВложениеРазмер
стенограмма круглого стола 15-05-2014.doc237.5 КБ

Комментарии

Выступление Налимова И.П.

Выступление Налимова И.П.

Что произошло с проектом ФЗ "О велотранспорте в РФ" и как действовать дальше?

В начале 2011 года по инициативе и при содействии Комитета по транспорту Госдумы Велотранспортным союзом с участием специалистов из Санкт-Петербурга и Великого Новгорода был разработан проект ФЗ "О велосипедном транспорте в РФ".

Год назад инициативу "Узаконим велосипед на дороге!" мы опубликовали на сайте РОИ с проектом этого ФЗ. Наша надежда на поддержку инициативы и проекта ФЗ была основана на том, что среди огромной массы владельцев велосипедов в стране, превосходящей количество автовладельцев, найдется достаточное количество заинтересованных в изменении неравноправного положения велосипедиста на дороге.

Проект получил всего 1340 голосов. Чтобы пояснить причину слабой поддержки, разрешите задать вопрос аудитории. Кто из присутствующих в зале 30 продвинутых велоактивистов поддержал на сайте РОИ эту инициативу? На просьбу поднять руки подняли три человека. Видите, сегодня лроект отдельного ФЗ не находит поддержки даже у активной части велообщественности.

Видимо, в обществе пока не сложилось убеждение в преимуществах велосипеда как транспортного средства. Масса веловладельцев себя никак не проявляет на улицах, не участвует в дорожном движении. Велосипедистов на дорогах - доли процента от количества автомобилей.

Как пройти путь к активному участию велосипедистов в передвижении по дорогам? Надо шаг за шагом улучшать правовые условия и инфраструктуру для развития велодвижения, повышения активности велопользователей, роста количества велопоездок. Мы подготовили предложения по усовершенствованию действующих ФЗ, позволяющие постепенно смягчать неравноправное положение велосипедистов как участников дорожного движения. Необходимость этих поправок становится очевидной, если задать вопрос, почему тот или иной ФЗ не способствует развитию велодвижения.

131-ФЗ "О местном самоуправлении".

В статью 16 "Вопросы местного самоуправления городского округа" в ПРАВИЛА БЛАГОУСТРОЙСТВА:

  • освещение улиц,
  • озеленение, .....,

добавить:

  • размещение дорожек для велосипедного движения,
  • расположение велопарковок и мест постоянного хранения велосипедов.

Признать за муниципалитетами право собственности на велоинфраструктуру местного значения и право выделять бюджет на развитие велодвижения.

190-ФЗ Градостроительный кодекс РФ

- Определение УДС города должно включать велоинфраструктуру.

- В статье 42. "Планирование территорий" предусмотреть велоинфраструктуру при проектировании и строительстве дорог и домов, велопути на подъезде к дому и придомовые велохранилища.

196-ФЗ О безопасности дорожного движения (ДД).

Согласно ст. 1 задачей ФЗ является защита прав и законных интересов граждан путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий.

Законный интерес граждан-велосипедистов надо указать более четко.

В статью 2 ввести термины "незащищенный участник ДД", "мапоскоростные участники ДД".

В статью 5. "Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения", раздел Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством:  .... добавить:

  • усиления защиты незащищенных участников ДД - велосипедистов и пешеходов,
  • улучшения разделения разноскоростных транспортных потоков.

257-ФЗ об автомобильных дорогах.

Нужно: 

- в определение автомобильных дорог включить велодорожки как их составную часть.

- добавить в ряд статей про собственность, строительство, ремонт и эксплуатацию автомобильных дорог слова "и велосипедных дорог".

На этих примерах я отметил только направление законопроектной деятельности по дополнению действующих ФЗ. Предстоит указать не только права и обязанности граждан и органов власти, но и ответственность за их нарушение.

Все четыре упомянутых закона известны тем, что они ежегодно уточняются Государственной Думой. Их усовершенствование для целей велодвижения может проходить пошагово и независимо для каждого ФЗ.

Принятие поправок в законы значительно повысит комфортность и безопасность передвижения на велосипеде, многократно увеличит количество активных велопользователей. Только когда количество велопоездок достигнет существенной цифры порядка 5% от всех видов поездок, единый ФЗ по отдельному виду транспорта найдет поддержку широких слоев общества и законодателей.

Наши детальные предложения по указанным и другим ФЗ готовятся и будут представлены на обсуждение специалистов.

Интерес Комитета по

Интерес Комитета по транспорту к проблемам велотранспорта имеет давнюю историю. В 2007 году заместитель министра транспорта РФ Е.С.Москвичев в ответе на письмо председателя Комитета Госдумы В.А. Язева поддержал идею развития велосипедного транспорта и нашу инициативу по разработке Концепции развития велотранспорта (в прил.). Нас пригласили в Минтранс, провели обсуждения и посоветовали создать общественную организацию для развития велотранспорта. Через два месяца был создан Велотранспортный союз. Сегодня Евгений Москвичев как председатель Комитета по транспорту текущего созыва Госдумы поддержал проведение круглого стола по развитию велодвижения.

Поправки к законам

Статью 27 Конституции РФ изменить: Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, в том числе на велосипеде, выбирать место катания, пребывания и жительства.

Только сейчас узнал об этом

Только сейчас узнал об этом мероприятии, как жалко! Питер, Москва, Казань, В.Новгород. Про Тверь забыли? У нас Концепция развития велодвижения Думой утверждена. У кого ещё? 30 человек присутствовало, а нас не позвали...