Приоритет - подготовка региональных велозаконов!

Будущие парламентарии о законодательной базе велотранспорта.

В Москве начал действовать Центр молодежного парламентаризма, ставящий целью выдвижение и обучение будущих законодателей. Из состава Общественной молодежной палаты (ОМП) города Москвы, объединяющей представителей всех районов города, приглашаются молодые активисты. Участникам предоставляется возможность попробовать свои силы в отработке различных законопроектов. В 2012 году Центр обзавелся современным зданием на ул. Каховка, 21 (фото), где созданы все условия для участия молодых людей в законотворческой деятельности.

Внимание ОМП Москвы привлек опубликованный на сайте РОИ в законопроектной инициативе "Узаконим велосипед на дороге!" проект федерального закона "О велосипедном движении и велотранспорте в РФ" (далее, проект ФЗ). 4 июля в рамках рабочей группы ОМП по законосовещательной деятельности состоялось обсуждение этого проекта. Обсуждение вели руководители ОМП Владлен Сафиуллин и Станислав Неверов. Приняли участие и более 20 молодых активистов из разных районов Москвы. Будущие парламентарии заранее подготовили замечания и предложения к тексту проекта ФЗ, проявив свои аналитические способности.

Об истории разработки, содержании и перспективах дальнейшего продвижения проекта ФЗ рассказал один из авторов проекта Игорь Налимов. Когда в 2007 году был образован Велотранспортный союз, поставивший своей целью защиту прав участников велосипедного движения, рассказал он, тогда слОва "велотранспорт" еще не существовало. Велосипед считался спортивным снарядом, средством для отдыха, туризма, развлечения. И только в последние годы стало приходить понимание значения велосипеда, как транспортного средства, незаменимого для каждодневных перемещений в городе. Также неоднозначно складывалось отношение к предложениям Велотранссоюза. От полного отрицания "нам велотранспорт не нужен" в 2007-2009 годах, к постепенному пониманию "в нем что-то есть" в 2010-12 гг, и к сегодняшнему признанию "велотранспорт нужен - это и так ясно!".

Нам в Велотранспортном союзе очевидно, что москвичи, питерцы, жители многих городов готовы превратить велосипед в повседневный транспорт, но .... для велосипеда не осталось места на дорогах! Именно по инициативе специалистов и велоактивистов Москвы, Санкт-Петербурга и Великого Новгорода был подготовлен этот проект ФЗ, дополненный предложениями по изменению ПДД для велотранспорта.

Опыт последнего года показал, что проект послужил толчком для решения ряда проблем велодвижения. Предложения по ПДД приняты к рассмотрению в Министерстве транспорта РФ. Члены Велотранспортного союза активно работают в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и в Краснодарском крае, где климатические и природные условия наиболее благоприятны для развития всех видов велосипедного движения. Наши представители действуют также в Твери, Пскове, Йошкар-Оле, Липецке, Воронеже, Ханты-Мансийске, Хабаровске.

Разговор перешел на обмен мнениями о состоянии дел с велодвижением в столице. Высказывались традиционные сомнения о непригодном для велодвижения климате. Говорилось о ямах на дорогах - мол, сначала надо хорошие дороги построить, а потом начать думать о велоинфраструктуре. На подобные сомнения был дан аргументированный ответ. Участники беседы отметили, что в этом году власти города приступили к делу. Но в Москве велодорожная деятельность ведется хаотически и без обоснованного плана. Хватаются за мелкие и случайные инициативы, вроде вешания велосипедов на автобусы. Не строят велодорожки, имеющие транспортное значение. Ограничиваются престижными проектами прогулочных велотрасс. Или решают проблемы особо охраняемых природных территорий за счет и под видом строительства велодорожек. На сегодня в Москве нет, не просматривается ни одной велодорожки сугубо транспортного назначения. Такой, чтобы по ней народ регулярно катил к станции, вокзалу или от станции к деловому центру.

Но почему такая сумбурность сегодня возможна? Корни проблемы лежат в раздробленности усилий, отсутствии общей стратегии . Что надо сделать? Нельзя мыслить категориями ближайших лет. Как это делают сегодня городские власти. Надо думать на перспективу. Правитепьство региона, города в целом должно иметь пред собой четкие цели и ставить перед транспортниками, архитекторами и строителями ясные задачи. Такие цели не могут свалиться с неба, их не купить у иностранных специалистов. Их должны дать представительные органы, местные законодатели. Их роль - разработать и принять РЕГИОНАЛЬНУЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ БАЗУ велосипедного движения и велотранспорта.

Нужна КОНЦЕПЦИЯ - представление, каким нам хотелось бы видеть велодвижение, чтобы были решены социальные и экологические проблемы. Всё это ляжет в основу нормативов, технических регламентов, ГОСТов, а впоследствии - федеральных законов, защищающих права велосипедистов на дорожное пространство.

Наконец, нужна СТРАТЕГИЯ, где будут определены ресурсы, сроки - как по этапам при разных уровнях обеспеченности ресурсами будут решаться все конкретные задачи:

  • повышения мобильности и, одновременно, безопасности передвижения, научного обоснования их оптимального баланса,
  • ликвидации пробок, решения транспортных проблем города, • улучшения качества жизни и сохранения здоровья горожан,
  • энергосбережения и экологии.

Чтобы получить поддержку всех жителей, должны стать ясными ожидаемые результаты.

Ряд выступавших участников внес конкретные предложения по созданию региональной законодательной базы велодвижения. По наблюдениям Николая Суркова, в европейских странах участникам дорожного движения на велосипедах удалось гарантировать права на безопасное и удобное передвижение по городу. Он считает, что первоочередной задачей является разработка и принятие Мосгордумой закона о велодвижении в Москве. Мария Хромцова убеждена, что важной проблемой развития велодвижения является налаживание контактов активистов велодвижения с органами власти. Председатель Московской областной ОМП Петр Ульянов считает необходимым провести подобное обсуждение и предложить разработать проект велозакона для области. По общему мнению выступавших, накопление опыта разработки и применения региональных велозаконов позволит приступить к обсуждению федерального закона о велотранспорте.

В результате обсуждения было решено поддержать законопроектную инициативу на сайте РОИ и проект ФЗ, признать необходимость выделить из его основы и разработать региональный велозакон для Москвы и представить его в Мосгордуму. Дальнейшее обсуждение проекта регионального велозакона будет продолжено в рамках рабочей группы ОМП по законосовещательной деятельности в сентябре.

Комментарии

Уважаемый Игорь

Уважаемый Игорь Петрович!

Общественная молодёжная палата города Москвы и ГБУК города Москвы "Центр молодёжного парламентаризма" готовы оказывать дальнейшую поддержку и содействие при разработке регионального законопроекта, регулирующего отношения в области велосипедного движения и велосипедного транспорта на территории города Москвы.

Разработка законопроекта может быть начата осенью т.г.после предварительных консультаций с Департаментом транспорта города Москвы и Департаментом спорта города Москвы.

С уважением,

Заместитель Председателя Общественной молодёжной палаты города Москвы

Станислав Неверов.