Итоги и перспективы развития велосипедного транспорта в Копенгагене

Расширение велодорожек в КопенгагенеВласти Копенгагена опубликовали отчет о развитии велосипедного движения в столице Дании за 2010 год. В отчете намечены и направления, по которым еще предстоит добиваться улучшений. Собрана разнообразная информация об условиях передвижения велосипедистов по городу. Приведены данные о ДТП, экономическом и экологическом эффекте, росте ощущения безопасности на дорогах, приводятся инновации в велосипедной инфраструктуре. Велоотчет выпускается ежегодно с 1996 года. Вслед за столицей другие города Дании стали выпускать подобные велоотчеты.

На 518 тыс. жителей проложено 411 км велодорожек и велополос, по 0.8 метра велодорог на каждого жителя. За день копенгагенцы проезжают на велосипедах 1.21 млн км, на 40 тыс км больше, чем за день в предыдущем году. 84% жителей имеют велосипеды, 68% используют их хотя бы один раз в неделю.
Среди тех, кто предпочитает пользоваться автомобилем или общественным транспортом, есть 15% тех, кто пользуется велосипедом не менее раза в неделю.
50% тех жителей города, которые трудятся или учатся в самом городе, ездят к месту работы и учебы на велосипеде.
Сегодня 35% всех деловых поездок совершается на велосипедах. К 2015 году мэр города считает необходимым добиться, чтобы это количество достигло 50%. При этом количество серьёзных аварий с участием велосипедистов должно уменьшиться в два раза. Уровень удовлетворенности условиями для велосипедного движения определялся путем опроса более 1000 велосипедистов. На сегодня этот уровень 67%, поставлена задача к 2015 году достичь 80%.
Для анализа соотношения цена-польза от проектов строительства велоинфраструктуры разработана специальная методика.
Подсчитываются расходы и доходы на один км, проезжаемый на велосипеде, как для города в целом, так и для самого велопользователя. Результат используется не только для оценки строительных проектов, но и для расчета последствий роста или сокращения различных видов велосипедного траффика и индивидуальных транспортных привычек.
Если учесть транспортные расходы, безопасность, удобство, рекламно-туристское значение, время на поездку и эффект для здоровья, получается, что общество в целом от проезда одного км на велосипеде приобретает 1.22 кроны (6.5 рубля по курсу 10 дат. крон = 53.6 р). Сравните: проезд 1 км на автомобиле обходится обществу в потерю 0.69 кроны (3.7 р).
Основной социально-экономический эффект велодвижения состоит в оздоровлении. Каждый велопользователь и общество в целом значительно снижают расходы на медобслуживание, на лечение, на больничные листы, увеличиваются налоговые поступления.
Вместе с тем, с ростом велотраффика растет количество аварий, приходится стоимость лечения и потери дополнительных налогов вычитать из суммы оздоровительного эффекта.
Например, годовой эффект от одного из проектов - велоинфраструктуры на мосту Бриггенброен составил 12.6%. Правительство считает достаточным 5% годовой экономический эффект от велоинфраструктурных проектов.
Для Копенгагена экономический эффект оздоровления за вычетом потерь на ДТП составил 4.72 кроны на км, или 1.7 млрд крон в год. В 2010 году на совершенствование велоинфраструктуры города было затрачено 150 млн крон (30 млн долл).
 

http://www.cycling-embassy.dk/wp-content/uploads/2011/05/Bicycle-account-2010-Copenhagen.pdf