Министерство транспорта России собирается включить велосипедный транспорт в федеральный закон об организации дорожного движения в РФ.

20 марта в министерстве транспорта РФ состоялось совещание по обсуждению Концепции проекта федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации". Текст концепции опубликован на сайте Минтранса, http://www.mintrans.ru/documents/detail.php?ELEMENT_ID=17596

Совещание вел заместитель министра транспорта Николай Асаул. О важности обсуждаемой проблемы говорит то, что в обсуждении активно участвовали сопредседатели совещания заместители министра транспорта - Сергей Аристов и Олег Белозеров. Присутствовали представители Совета Федерации, всех заинтересованных ведомств и ряда организаций, непосредственно занятых в этой тематике. От Комитета Государственной Думы по транспорту представителя не было.

Основные положения разработанной Концепции ФЗ "Об организации дорожного движения в РФ" зачитал научный руководитель НИИАТ Вадим Донченко. За отправную точку при разработке нашего закона предлагается взять соответствующий закон Германии. С разъяснениями юридических аспектов Концепции выступил заместитель председателя Московского отделения Ассоциации юристов России Виктор Вайпан, один из ведущих разработчиков ФЗ №257 "Об автомобильных дорогах и автодорожной деятельности". Он считает, что главной проблемой юридического обоснования закона об организации дорожного движения (ДД) является выделение собственного предмета правового регулирования, и её удается решить. Организация дорожного движения должна быть определена как самостоятельный вид деятельности. Этот ФЗ представляется как базовый для создания отдельных законов по каждому виду транспорта.

С замечаниями по Концепции ФЗ выступили сенатор Сергей Еремеев, проректор МАДИ Александр Чубуков, руководитель департамента государственной политики в области городского транспорта Минтранса Леонид Липсиц, заведующая отделом НИиПИ Генплана Елена Боровик, президент национальной гильдии градостроителей Михаил Петрович, директор НИИ транспорта и дорожного хозяйства Александр Сарычев и другие специалисты. Главные замечания сводились к тому, что замах ФЗ слишком велик, и очень сложно действовать на столь разнообразной площадке (Липсиц, Боровик). Были и противоположные предложения - объединить в один "Дорожный кодекс" законы №196 "О безопасности ДД", №257 "Об автомобильных дорогах" и новый проект ФЗ. Председатель Общественного совета при Росавтодоре Олег Скворцов напомнил о разработке аналогичного закона под руководством сенатора Владимира Федорова в 2006 году, который не был принят по политическим причинам.

К числу основных юридических проблем, которые предстоит решить при разработке ФЗ, относится отмеченное в Концепции нарушение подзаконным актом, каким являются ПДД, некоторых положений Конституции РФ. Речь идет об ограничениях в подзаконном акте некоторых прав и свобод граждан, которые могут быть ограничены только федеральными законами. В своем выступлении президент ВТС Игорь Налимов указал на важный ресурс для преодоления этого противоречия. Наши ПДД определяют термин "дорожное движение" как совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов.
Сравнивая русский перевод "Венской Конвенции о дорожном движении" с английским оригиналом
CONVENTION ON ROAD TRAFFIC, можно убедиться, что каждому упоминанию сочетания слов "дорожное движение" в русском тексте соответствует совершенно иной смысл в английском тексте. По существу, английский текст никак не формулирует принципы дорожного движения в понимании наших ПДД. Это, по сути, Конвенция о передвижении по дорогам. Фальсификация с русским переводом в 1968 году (в приложении) привела к упомянутым проблемам с ПДД для всех стран советского блока, опирающегося на русский перевод Конвенции. Новый аутентичный перевод Венской конвенции позволит улучшить качество наших ПДД и разделить уровни ведения с подготавливаемым ФЗ. Налимов отметил также необходимость учета особенностей велосипедного движения в этом законе.

Николай Асаул подчеркнул, что в этом законе обязательно должны быть учтены права велосипедистов и пешеходов. Впервые один из руководителей Минтранса официально признал необходимость развивать велосипедный транспорт.

В заключительном слове Николай Асаул сообщил, что первую редакцию проекта ФЗ рабочая группа планирует подготовить в апреле, вторую - в июле, а к концу текущего года проект этого ФЗ должен быть передан на обсуждение в Государственную Думу РФ. Минтранс и участники разработки проекта охотно прислушаются к предложениям не только государственных и частных, но и независимых общественных организаций. Заключительные слова Асаула: "Скажите, что бы вы хотели отразить в этом ФЗ, и мы постараемся это учесть". Текст проекта ФЗ по мере его готовности будет публиковаться на сайте Минтранса.

В рабочую группу по подготовке проекта ФЗ представлены предложения ВТС по направлениям, которые по нашему мнению следует отразить при подготовке проекта. Наполнение этих предложений, как и другие инициативы, зависит от велообщественности и всех тех, кто заинтересован в качественном законе.

В проект ФЗ "Об организации дорожного движения в РФ"

Раздел 1. Терминология
Добавить термины:
Велосипедное дорожное движение, кратко, велодвижение (далее ВД)
Велотранспорт
Велотранспортное средство
Велодорога
Велодорожная деятельность

Раздел 2. Организация дорожного движения
1. Основные цели организации дорожного движения.
Добавление: Обеспечение эффективности ВД и безопасности участников ВД
2. Требования к организации дорожного движения,
Добавление: Соблюдение права велосипедистов на свободный проезд,
3. Изменение организации дорожного движения.
Добавление: Право велосипедистов на проезд - на установку указателей объезда
4. Проезд велосипедных транспортных средств
по автодорогам общего пользования.
Добавление: Права и обязанности велосипедистов на автодорогах. Право на условия для безопасного и удобного пересечения автомагистралей и железнодорожных путей.
5. Обязанности участников дорожной деятельности - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Добавление: Обязанности участников велодорожной деятельности по обеспечению безопасности и эффективности велосипедного движения.
6. Обязанности лиц, выполняющих ремонтные и другие работы
Добавление: На проезжей части велодороги.

Состав ФЗ "Об организации дорожного движения в РФ" (далее ДД)
в части велодвижения

 Цели организации дорожного движения

Обеспечение безопасности и эффективности ВД

Требования к организации ДД

Право велосипедистов на свободный проезд

Изменение организации ДД

Право велосипедистов на проезд - на установку указателей объезда

Проезд по автодорогам и через магистрали

Право на условия для безопасного и удобного пересечения автомагистралей и железнодорожных путей

 Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Обеспечение безопасности и эффективности ВД при велотранспортной деятельности

 Обязанности лиц, выполняющих ремонтные и другие работы

Обеспечение безопасности ВД при велодорожной деятельности. Объезды и знаки на проезжей части велодороги

 Раздел 3. Права и обязанности участников дорожного движения
Добавление:
1. Требования к велосипедистам
2. Права и обязанности велосипедистов.
3. Обязанности пассажиров велотранспортных средств.
4. Права и обязанности велосипедистов и иных участников дорожного движения в случае
дорожно-транспортного происшествия.

ВложениеРазмер
Концепция проекта федерального закона Российской Федерации «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»322.5 КБ